Правило 15 секунд
Внимание — новый капитал. Сейчас особую ценность имеет не просто информация, но и возможность сконцентрировать внимание на чем-то конкретном и важном. В современном мире люди теряют вовлеченность во все, чем бы ни занимались, а в это время вокруг них образуется все больше информационного шума.
Способность концентрироваться на одной задаче и не отвлекаться ни на что более в течение длительного времени — главный метанавык современного человека. Считается, что в век гаджетов привлечь внимание человека необходимо в течение первых 15 секунд, иначе он необратимо заскучает и без сожаления пролистает ленту вниз. Часто это приносит неудобства в быту или работе: мы не дочитываем инструкции до конца и ломаем технику, подписываем невыгодные договоры, не заметив приписку мелким шрифтом, покупаем втридорога первые попавшиеся товары, не изучив рынок, становимся недостаточно профессиональными, если не концентрируемся на учебе. Экономики всех стран теряют миллиарды долларов ежегодно из-за снижения производительности работников, неспособных выполнить поставленную задачу, не отвлекаясь.
Современный бизнес давно научился учитывать эту особенность людей. Например, уже никто не выступает перед инвесторами или потенциальными клиентами просто с текстом — создание красочных презентаций, помогающих удержать внимание, стало целой индустрией. Сервисы становятся все проще: удобные приложения, голосовые помощники, игровая подача, коммуникация с клиентами в соцсетях. Часто нет необходимости искать выгоду: ритейлеры сами присылают персонифицированные перечни скидок и акций, чтобы простимулировать покупателя. Тем самым хорошо упакованные и «легкие» предложения формируют рынок, а конкуренция за внимание развивает сервис.
Причем тут госструктуры?
По похожему пути стоит идти и государственным структурам. В мире современных коммуникаций они не могут достучаться до граждан и простимулировать их к эффективному взаимодействию. Удалось наладить механизм обработки и решения входящих запросов с помощью сервисов госуслуг: по статистике за 2018 год, сервис насчитывает 87 млн пользователей, за год через сайт и приложение было направлено 67 млн заявлений и обращений. Но госуслуги, в отличие от бизнеса, не проявляют инициативы в выведении качества на новый уровень. И помочь в этом могут рыночные механизмы.
Например, для вовлечения граждан в соцпроекты можно использовать предпринимательские разработки. Хорошим примером служит Солнечногорск, где для жителей выпустили гибрид скидочной и дисконтной карты. Она дает скидки в ряде магазинов города и при этом по ее QR-коду доступна информация об истории болезни человека, необходимых ему медикаментах, контакты близких людей, с которыми можно связаться в случае ЧП. Идея такой карты принадлежит стартапу из «Сколково».
Что еще госструктуры могут взять на вооружение? Самое очевидное — интеграция с популярными коммерческими сервисами или компаниями. Например, не так давно появилась функция заправлять машину через навигатор, не выходя из нее. Вряд ли заправки и навигатор таким образом решали проблему дефцита клиентов — предположу, что их у них и так немало. Зато теперь мы воспринимаем эти крупные бренды как заботящиеся о потребителе и позволяющие не отвлекаться на заправку, вместо этого уделяя больше внимания важным задачам.
Для успешного взаимодействия с обществом такой имидж необходим и государству. Например, те же скидки в магазинах за пользование общественным транспортом вместо личного автомобиля. Или возможность видеть актуальную информацию об очередях в детский сад на самых популярных образовательных порталах. Также можно стимулировать людей на социально значимые поступки по принципу скидок и подарков. Это могут быть какие-то льготы за организацию раздельного сбора мусора у себя во дворе или бонусы тем, кто забрал собаку из приюта.
Геймификация госорганов как фактор эффективности
Еще один важный бизнес-принцип для государства — система оценки эффективности. Как такового KPI для чиновников пока не существует, хотя разговоры об этом ходят давно. Их новый виток начался в сентябре 2018 года, когда было объявлено, что на стимулирование чиновников в 2019–2021 годах будет направлено дополнительно более 432 млрд рублей из бюджета. Однако администрации на местах могут внедрять дополнительные над-метрики оценки служащих, позаимствовать которые правильнее всего у бизнеса. Это может быть прирост эффективности отрасли, количество привлеченных в социальные проекты и активности граждан, эффективное перераспределение расходов и доходов бюджета и многое другое. Для оценки работы сотрудника важна не просто способность решить задачу, но весь контекст решения, стабильность и постоянство человека на пути реализации задачи. Это первый шаг. Для такой оценки важна оцифровка процессов — еще один элемент преуспевающих корпораций. А в госструктурах, где работает большое количество человек и много бумажной волокиты, такое перестраивание просто необходимо.
Еще один источник для идей — киберспорт. Сегодня он превратился в огромную индустрию с аудиторией в 10 млн человек только в России (по данным агентства Nielsen Sports) и сотнями миллионов — в мире. Внедрение геймификации в процесс госуправления может мотивировать молодых и активных специалистов делать процесс госуправления лучше и мотивировать на новые идеи. Как писали Гейб Зиккерман и Джоселин Линдер в своей книге «Геймификация в бизнесе», геймификация — новейшая бизнес-концепция, в которой используются лучшие идеи, взятые от программ лояльности, игровых механик и поведенческой экономики. Консалинговая компания Frost&Sullivan посчитала, что к 2025 году мировой рынок объём геймификации вырастет в 4 раза (по сравнению с 2016-м) — до $14,5 млрд. Кроме того, это возможность сделать HR-бренд госструктур более привлекательным для так называемого «поколения Y» (люди, рожденные после 1981 года), потребности которого не заканчиваются на заработке денег и продвижении по служебной лестнице. Элементы игры, соревнования, усложнения задач и необходимость творчески подходить к их решению являются для них дополнительным стимулом в работе. Кстати говоря, бонусы за раздельный сбор мусора, о которых говорилось ранее, — тоже элемент геймификации, только «внешней» (когда поставщик услуги, коим, по сути, и является государство, коммуницирует с клиентом, то есть налогоплательщиком).
Преимущество всех описанных выше инициатив в том, что реализовать их можно на уровне администрации района или города, не дожидаясь долгих согласований сверху. Даже удобнее делать локальный эксперимент, с тем чтобы потом масштабировать проект на регион и страну в целом. Известно, что умный город — не то место, где много гаджетов, а то, где люди не тратят своё время бездарно. А чтобы это случилось, государство должно пойти навстречу гражданам.