ENG
Добавить в избранное
В мире, Инвестиции

Грузия создает «зеленые города»

Одним из государств, которому редко уделяется внимание, когда речь заходит о климатической и экологической политике, является Грузия. Вместе с тем это страна со значительным биоразнообразием и хрупкой природной средой. Относительно недавно грузинское правительство согласилось участвовать в программе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Зеленые города». Большинство «зеленых» проектов в Грузии делаются либо на деньги ЕБРР, либо на деньги других зарубежных структур, хотя есть и проекты, финансируемые грузинским правительством либо местными бизнесменами.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Предпосылки

Последствия изменения климата в Грузии выражаются главным образом в форме засух, наводнений и оползней. Учитывая, что в экономике Грузии большую роль играет сельское хозяйство, подобные явления наносят стране значительный ущерб.

С момента обретения независимости в 1991 году Грузия стремилась интегрироваться в мировое сообщество и взяла на себя обязательства по большому числу международных природоохранных соглашений, включая все основные климатические соглашения. Грузия ратифицировала Киотский протокол в июне 1999 года, присоединилась к Копенгагенскому соглашению в 2010 году и ратифицировала Парижское соглашение в мае 2017 года. Страна также участвовала в Картахенском протоколе. В результате участия в этих соглашениях Грузия взяла на себя обязательство сократить выбросы углекислого газа на 25%.

Большинство инвестиций в зеленый транспорт, зеленую энергетику, лесовосстановление и т.п. является частью программ ЕБРР «Зеленые города» и «Зеленый город Тбилиси», которые определяют области для принятия срочных мер по решению основных экологических проблем города, одной из которых является качество воздуха.

Беря пример с развитых стран, Грузия планирует выпустить зеленые облигации. Это проект Азиатского банка развития (АБР), предусматривающий эмиссию зеленых облигаций на сумму до $20 млн и управление инвестициями в эти облигации. Помимо АБР, в этом участвуют частный инфраструктурный Фонд Азии. Сами облигации будут выпущены компанией Georgia Global Utilities (GGU). Вырученные средства пойдут на техническое обслуживание и ремонт существующей водопроводной сети и установку новых водопроводных соединений для конечных пользователей за счет сочетания новых капитальных вложений и рефинансирования долга.

Транспортные проекты

Среди всех зеленых транспортных проектов крупнейшим, по всей видимости, является строящийся завод электромобилей в Кутаиси. Когда-то там выпускали грузовики «Колхида», однако Кутаисский автозавод в 2010 году был закрыт. Но опыт выпуска автомобилей и квалифицированные инженерно-технические кадры остались. Планируется, что основным рынком сбыта электромобилей (помимо Грузии) будет ЕС. Грузино-китайский промышленный холдинг Aigroup построит завод в Кутаиси и с конца этого года будет поставлять электромобили как на местный, так и на европейский рынки. В правительстве планируют, что Грузия за 10 лет заменит автопарк электромобилями. Дизайном автомобиля занимается грузинский промышленный дизайнер Звиад Циколия, который в начале 2020 года объявил в Facebook название автомобиля: Orvo. Слово «орво» означало «восемь» на древнем языке Колхиды и является, по словам Циколии, ссылкой на сходство цифры 8 со знаком бесконечности.

В 2018 году правительство запустило программу «Зеленая политика — экологичный транспорт», направленную на развитие экологически чистого транспорта в стране. При СССР в Грузии действовало несколько троллейбусных систем, но после достижения независимости они были в основном демонтированы. Автобусы тоже на долгое время исчезли с улиц городов. Весь наземный транспорт был заменен маршрутками. Автобусное сообщение в Тбилиси было восстановлено только в 2016 году, еще до принятия программы «Зеленая политика — экологичный транспорт». Тогда ЕБРР выделил 27 млн евро на приобретение 143 автобусов, работающих на газе.

Сейчас ЕБРР собирается профинансировать покупку городом Тбилиси еще 200 современных низкопольных автобусов, а также восстановление автобусных депо. Банк предоставляет Грузии суверенный кредит в размере 80 млн евро, конечным адресатом которого будет Тбилисская транспортная компания. Далее ЕБРР планирует реструктуризировать существующие автобусные маршруты с учетом роста города, а также организовать там, где это возможно, приоритетные полосы движения для автобусов.

Что касается тбилисского метро, его функционирование не прекращалось, но никакой модернизации не было. На модернизацию депо и тоннелей, а также приобретение 40 вагонов метро Тбилиси получит суверенный кредит в размере 75 млн евро, причем 65 млн евро предоставит ЕБРР, а 10 млн — Зеленый климатический фонд. Кредит предназначен для модернизации сети метрополитена, основного вида общественного транспорта в столице, и предоставления нового подвижного состава.

Транспортные проекты финансируются не только ЕБРР; есть и грузинские компании, например первый в Грузии каршеринг AiCar, в автопарке которого только электромобили. Услуга проката электромобилей уже появилась в Тбилиси и Батуми. Также к стартапам с грузинским капиталом относится сервис скутершеринга Scroll, который также работает в Тбилиси и Батуми. В Тбилиси пилотный проект был поддержан мэрией. Первые 10 минут езды на электрических скутерах бесплатны.

Зеленая энергетика и энергоэффективность

Опять крупнейшие проекты финансируются ЕБРР. Банк в этом году анонсировал существенный по меркам довольно небольшой Грузии проект модернизации и восстановления энергоэффективности около 250 общественных зданий, расположенных по всей стране. Стоимость проекта — 50 млн евро, из них 40 млн выделяет ЕБРР в форме суверенного кредита. GEFF Georgia — еще один аналогичный проект, в котором, помимо ЕБРР, задействованы федеральное Министерство финансов Австрии и Зеленый климатический фонд. Стоимость проекта — $54 млн. Цель проекта — инвестиции в энергоэффективность, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним со стороны МСП, корпораций и жилых домохозяйств.

Предшественником этого проекта является программа ЕБРР «Энергокредит», поддержанная Европейским союзом и федеральным Министерством финансов Австрии. С момента запуска «Энергокредита» в Грузии в 2012 году 31 компания и более 29 тысяч домохозяйств совместно получили более 42 млн евро зеленого финансирования через 6 местных банков: TBC Bank, Bank of Georgia, Bank Republic (ныне TBC Bank), Basis Bank, CredoBank и VTB Bank (Грузия).

Из местных компаний, работающих в сфере зеленой энергетики, можно выделить Georgia Capital. Правительство Грузии дало разрешение компании на строительство двух ветряных электростанций общей мощностью 108 МВт. Ввод в эксплуатацию ожидается во второй половине 2022 года. Проекты будут иметь средний коэффициент мощности в диапазоне от 35% до 40%. В ноябре 2019 года компания приобрела ветроэлектростанции Картли мощностью 21 МВт, которые в настоящее время являются единственным действующим ветряным проектом в Грузии.

Градостроительные зеленые проекты

Вот в этой отрасли роль ЕБРР значительно меньше. Он отметился, пожалуй, только в Батуми, где вместе с батумской мэрией создает концепцию «зеленого города». Рассматриваются секторы, влияющие на состояние окружающей среды, включая транспорт, энергетику, промышленность, землепользование, управление отходами и водными ресурсами. В остальном же в данном сегменте задействованы как местные, так и зарубежные частные компании.

Можно ожидать приток инвестиций в Тбилиси, где принят новый генплан с учетом зеленой концепции. Он включает в себя проектирование и строительство четырех новых парков и обустройство 11 мест отдыха столичных жителей (озеро Лиси, Дигоми, Тбилисское море и др.).

Корпорация Gino Green City в марте 2017 года поручила компании Ramboll разработать концептуальный генеральный план Эко-Зеленого города на склонах вокруг Тбилисского водохранилища. Генеральный план, завершенный осенью 2018 года, сочетает в себе авангардный городской дизайн и энергетические решения для обеспечения удобства проживания жителей. Площадь в 440 гектаров была рассчитана на обеспечение возобновляемой энергией (солнечной и ветровой) на 100%. Планировка экогорода была выполнена в виде пятиугольных кварталов вместо традиционных четырехугольных. В генплане содержится ряд инновационных решений, помимо планировки, например управление дождевой водой.

В аджарском курортном городе Кобулети компания Green Resorts получила официальное разрешение начать строительство многофункционального зеленого города, принеся в регион Аджарии около $185,53 млн иностранных инвестиций. Местные власти говорят, это будет самая крупная инвестиция, когда-либо сделанная в Аджарии. 70% площади будет отведено под зону отдыха.

Фонд «Карту», созданный бывшим премьер-министром Грузии, а ныне главой правящей партии «Грузинская мечта» Бидзиной Иванишвили, полностью финансирует восстановление леса на 700 гектарах на горе Мтацминда в центре Тбилиси, в самой высокой точке города, за $4,98 млн. Цель тбилисской мэрии состоит в том, чтобы превратить лесной ландшафт горы Мтацминда в четырехсезонную зону отдыха.

Автор: Роман Мамчиц


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья