ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Хаб для гениальных идей

Бизнес-инкубатор «Чапай Хаб» существует как структурное подразделение Финансового университета при Правительстве РФ уже девять лет. За это время здесь «созрело» немало стартапов. «Инвест-Форсайт» расспросил научного руководителя «Чапай Хаба» Илью Бутурлина о том, как запустить успешный бизнес, где искать инвесторов и зачем молодым предпринимателям инкубаторы, акселераторы и прочие технопарки.

Хаб для гениальных идей

Илья с красным дипломом окончил МГЮА им. Кутафина, второе высшее по специальности «финансовые рынки» получил в Финансовом университете, здесь же закончил аспирантуру и преподавал, придумал и запустил собственную «Финтех-платформу» (агрегатор инвестиционных продуктов) в Сингапуре, вошел в десятку трейдеров-миллионеров конкурса «Лучший частный инвестор» на чемпионате мира по трейденгу на Чикагской бирже, а теперь делится опытом с учениками «Чапай Хаба». С названием финтех-инкубатора, кстати, все просто: оно не мистическое, а локационное — совсем рядом расположен Чапаевский парк, где под старыми соснами в голову часто приходят новые идеи.

Хаб для гениальных идей

У «Чапай Хаба» есть онлайн-платформа, где любой школьник или студент может прослушать более 30 бесплатных лекций, поучаствовать в олимпиадах, заработать баллы и даже получить приглашение на стажировку в один из зарубежных вузов или проектов. Проводятся, причем совершенно бесплатно, офлайн-семинары, на которых начинающие стартаперы делятся идеями, получают новые знания, знакомятся, задают вопросы.

«Цель инкубатора — повысить компетенции. К нам приходят отличные молодые ребята с замечательными идеями. Они горят желанием открыть свое дело и начать на нем зарабатывать. Но многим из них даже не приходит в голову, что сначала надо протестировать свою идею, посмотреть, есть ли спрос на товары или услуги, которые они собираются предлагать, а уж потом, если необходимо, регистрировать юридическое лицо (это непросто и недешево). У нас на семинарах часто выступают наши же выпускники, успешные стартаперы — делятся опытом, отвечают на вопросы», — рассказывает Илья Бутурлин.

Знания, конечно, сила, но для реализации удачной идеи их бывает недостаточно. Помогают ли бизнес-инкубаторы найти инвесторов? Этот вопрос занимает многих.

«Мы стараемся помочь нашим студентам с поисками инвесторов. К примеру, когда один из наших учащихся, Андрей Трин, рассказал о своем проекте — вьетнамском кафе, попросил помочь с привлечением инвесторов, мы помогли ему сделать грамотную презентацию, разослали ее всем выпускникам финтех-инкубатора (а их, поверьте, немало!), и теперь Андрей приходит на мероприятия “Чапай Хаба” уже не в качестве слушателя, а для того, чтобы поделиться своим опытом», — говорит Бутурлин.

Чтобы бизнес-инкубатор начал оказывать помощь в поиске инвесторов, одной гениальной идеи мало. Стартаперу необходимо создать минимальную рабочую версию продукта и протестировать ее, а затем доработать с учетом критериев, предъявляемых инвесторами.

«Скажем, приходит к нам на занятие девушка, которая мечтает открыть собственный магазинчик, где продаются забавные мягкие игрушки — слоники. Она уже все продумала — заказывать игрушки будет на AliExpress, продавать в своем магазинчике чуть дороже. Ей самой эти слоники очень нравятся, она уверена, что их будут раскупать в огромных количествах. Дело за малым — найти инвестора, ведь нужны деньги на аренду помещения. Когда мы предложили ей для начала протестировать идею, выяснить, не занята ли уже эта ниша, есть ли спрос, она очень удивилась: как это делать и зачем? Она-то уверена — за слониками выстроится очередь. Но объявления на Avito показали, что никакого ажиотажа ждать не стоит — не появилось ни одного желающего купить игрушку! Получается, что идея не прошла простейшей “проверки на прочность”, о каких инвесторах тогда может идти речь?» — говорит Илья.

Вообще, по словам Ильи Бутурлина, неудачных стартапов в сотни раз больше, чем удачных: реализуется меньше 1% всех идей. Именно поэтому после лекций учащиеся финтех-инкубатора часто получают «отрезвляющие» задания, например: точно определить свою целевую аудиторию и выяснить, почему ее может заинтересовать тот или иной продукт. Если человек не уверен в своей бизнес-идее, нужно проверить все гипотезы, а задача инкубаторов — найти экспертов, которые подскажут, как идея может развиваться, а проект — дорабатываться.

Впрочем, даже если идея интересна, продукт востребован, инвесторы найдены, превратить стартап в успешный бизнес будет нелегко. Тут нужны упорство, трудолюбие и самоотдача, ведь скопировать чужую идею ничего не стоит. Поэтому важно не просто запустить проект, но и развивать его успешнее и быстрее, чем конкуренты. Наверное, из-за всех этих трудностей учиться предпринимательству в бизнес-инкубаторы идут молодые.

«К нам приходят не только студенты, но и школьники 10–11 классов, их становится все больше. А вот людей старшего поколения, преподавателей у нас на лекциях не увидишь. Наверное, им мешает пессимизм. Стартап требует молодости, энергии, “горящих глаз”», — считает Бутурлин. 

Занятия в «Чапай Хабе», под стать юной аудитории, проходят в неформальной обстановке: кафедры и парт здесь нет, зато есть яркие оранжевые кресла-мешки, на которых можно удобно устроиться, пока слушаешь лекции экспертов или выступления сокурсников.

Хаб для гениальных идей

«Нельзя учить новое поколение так же, как учили нас самих. Они по-другому воспринимают информацию, по-другому хотят жить и работать. Они вообще не понимают, как можно “сидеть” в офисе с 9 до 18. Моя студентка, которая сейчас живет в Шанхае, рассказала, что в компании, где она работает, на два часа сократили рабочий день — освободившееся время сотрудники должны использовать для нетворкинга — общения, знакомств, поиска новых контактов. Ее китайские работодатели понимают, что это крайне важно, большинство российских — мыслят устаревшими схемами, считая нетворкинг пустой тратой времени и настаивая на ежедневном восьмичасовом присутствии в офисе», — делится своими мыслями Бутурлин.

Бизнес-инкубаторов сейчас много, это модная тема: кроме знаменитого сколковского, есть свои инкубаторы у МГУ, МГИМО, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Молодые люди охотно овладевают новыми знаниями, впитывают чужой опыт, знакомятся с экспертами. Проблема в том, считает Илья Бутурлин, что, накопив знания и доработав проекты, реализовывать их талантливые ребята часто уезжают в Азию или Европу. В России не хватает профессиональных аналитиков, интересных современных преподавателей, законодательной базы, которая обеспечила бы льготы для стартапов, прозрачных грантов, хороших условий труда. И для того чтобы ситуация изменилась, одних бизнес-инкубаторов недостаточно, нужна грамотная государственная стратегия.

Автор: Наталья Сысоева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья