ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Стартапы

HR-стартап должен быть удобным и нескучным

Антон Фатеев

Антон Фатеев

Основатель HR-tech платформы «БУДУ»

Идея создания «БУДУ» пришла мне и моим коллегам в голову в начале 2019 года. Тогда мы анализировали рынок и видели, что HeadHunter выходит на IPO, «Сбер» покупает Rabota.ru, а Mail.ru Group — Worki.ru. Успехи этих сервисов вдохновили нас делать проект в HR-Tech. 

Без опыта работы

В поисках своей ниши мы обратили внимание на то, что существующие доски объявлений (джоб-борды) мало уделяют внимания молодым специалистам — студентам старших курсов, выпускникам и ребятам с опытом работы менее трех лет. Между тем у этой группы соискателей своя специфика, особенно при поиске работы в интеллектуальной сфере. Им неудобно пользоваться существующими на рынке сервисами.

Сконцентрировавшись на молодой аудитории, мы создали сайт, который по механике не сильно отличается от HH, но ушел от стандартной, скучной и громоздкой системы формирования резюме. У нас соискатели рассказывают о себе в диалоге с чат-ботом. Так легче добавлять образование и места работы, удобнее выбирать ключевые навыки и интересы.

Удобный интерфейс и разносторонняя подача контента в нашей сфере решают многое. Поэтому мы серьезно переработали описание компаний-работодателей. На «БУДУ» можно посмотреть фото из офиса, почитать интервью с сотрудниками — одним словом, получить более полное представление о месте, где вы хотите работать. Это важно для обеих сторон процесса: соискатель гораздо более мотивирован, когда понимает, с чем ему придется столкнуться у нанимателя.

Релиз первой версии сайта мы сделали зимой 2020 года, а летом платформа вышла на рынок. Сейчас у нас более 700 клиентов, среди которых — международные корпорации, стартапы, игровые студии, digital-агентства и промышленные гиганты, 20 вузов-партнеров и более 60 тысяч соискателей, количество которых растет каждый месяц.

Игра в работу

Успешному старту платформы помогли два момента. Первый толчок произошел в начале года. Мы хотели провести карьерную выставку в офлайн-формате, но помешала пандемия: пришлось адаптировать мероприятие под онлайн. Тогда нам пришла креативная идея — превратить выставку в игру. Для этого был создан проект Game of Jobs: эдакая MMORPG (массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра), где в стилизованных замках расположились компании, а игроки гуляли по обширной карте, общались, выигрывали призы и откликались на вакансии. Мы придумали уникальные квесты, написали более 100 страниц диалогов для NPC (неигровой персонаж), которые встречались соискателям в их путешествии, добавили уникальные артефакты. Но главной задачей было аккуратно вписать в проект вакансии и стажировки, чтобы пользователи могли откликаться на них, не отрываясь от приключений. В июле мы организовали Game of Jobs 2.0, а сейчас готовим третью часть. Охват рекламной кампании проекта достиг почти двух миллионов человек. Благодаря ему на вакансии в разных сферах откликнулись более двух тысяч специалистов. К игре присоединились такие компании, как Сбербанк, Райффайзенбанк, МТС, SkillBox, GeekBrains и многие другие.

Работа без границ

Этим же летом произошел второй толчок для развития «БУДУ» — мы прошли отбор на конкурс Московского инновационного кластера SOCIAL TECH CHALLENGE. Больше всего мы хотели получить нетворкинг среди HR-компаний, и это удалось. Кроме того, мы начали пилотировать наш проект совместно с партнерами конкурса — Сбербанком, Уралхимом и «Мегафоном».

На конкурсе мы познакомились с платформой комплексной автоматизации поиска и найма Skillaz, с которой сейчас удачно интегрируемся. Но, мне кажется, главным «призом», который мы выиграли на SOCIAL TECH CHALLENGE, стало знакомство с партнерами из Сингапура. Они сейчас помогают «БУДУ» выйти на рынок юго-восточной Азии. Мы ведем переговоры, чтобы запустить в этом регионе наш проект в конце 2020 — начале 2021 года.

Сейчас мы сосредоточены на разных форматах продвижения продукта. В частности, у нас есть подкаст с говорящим названием «Не волк» о работе и людях, которые ее делают. Активно развиваем «БУДУ.Журнал», в котором рассказываем о поисках призвания и курьезных случаях на собеседованиях, ведем колонки в девяти студенческих СМИ и работаем с соцсетями. В ближайших планах — релиз нового онлайн-профиля кандидатов.

Общие финансовые итоги стартапа мы считаем удачными. Собственные вложения и инвестиции друзей — 10 млн руб. Основу монетизации проекта составила плата за размещение вакансий и годовая подписка от работодателей. В результате мы вышли на окупаемость за полгода.

Фото: @mossobyanin
Фото: @mossobyanin

Типичные проблемы стартапов

Наше развитие далеко не всегда шло гладко. Специально для тех, кто решит повторить наш путь, я составил список из пяти главных проблем, с которыми стартап обязательно столкнется. Лучше знать о них заранее, чтобы это не стало неприятным сюрпризом.

  1. Стартапу довольно сложно нанимать крутых профессионалов. Зарплатный фонд невелик. У этой проблемы нет очевидного решения. Через это просто придется пройти. Наш первый разработчик неожиданно взял и уехал воевать в горячую точку, а второй, представьте себе, ушел в запой. К счастью, сейчас мы уже собрали классную команду.
  2. B бизнесе b2b основные клиенты — корпорации. Беда в том, что они предпочитают платить с отсрочкой (иногда в два месяца). Здесь один путь — пытаться договариваться. В корпорациях работают люди, такие же как везде, поэтому есть шанс убедить их пойти навстречу.
  3. Сложными оказались моменты, связанные с выходом на зарубежные рынки. Например, для стартапов из России невозможно открыть банковский счет в Сингапуре без личного присутствия. Во время карантина, как вы понимаете, вылететь в другую страну трудно.
  4. В напряжении держит курс рубля. Так, расходы на иностранные сервисы, на которые мы подписаны, выросли за последнее время в полтора раза. Это определенный риск.
  5. Работа над новым проектом занимает практически все свободное время. Плохой сон, нездоровое питание и расшатанная нервная система — спутники инновационного предпринимательства. За время продвижения нашего стартапа я поправился на 20 кг.
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья