Стартап — это прежде всего команда, объединенная единой целью, часто авантюрной, но всегда амбициозной. Большинство крупных технологических конференций, к примеру, Pioneers в Вене или WebSummit в Лиссабоне, уделяют большое вниманию поиску и привлечению талантов в компании-стартапы. В данной статье собраны главные тенденции в области человеческого капитала, важные для тех, кто «стартует», и тех, кто инвестирует. Эти идеи озвучиваются со сцен лучших площадок мира и успешно воплощаются признанными мировыми компаниями. Среди лидеров рынка, применяющих передовые технологии в сфере раскрытия потенциала сотрудников, — Ernst&Young, Cisco, Siemens и другие. При этом данные тренды легкоприменимы не только к миру стартапов, но и к любому типу бизнеса.
HR — это новый лайф-коучинг
На первом плане теперь менторство и коучинговый формат работы. Хороший инвестор — не просто щедрый инвестор, в первую очередь он ментор и коуч, помогающий сориентироваться в бизнес-мире. Грань между личностным и профессиональным развитием постепенно размывается. В центре внимания инвесторов — человек, который постоянно стремится к совершенствованию. Тренд lifelong learning — «обучение в течение всей жизни» — становится нормой. Я смогла почувствовать это на собственном опыте. Когда наш стартап Galactica Biotech получил инвестицию от одного из топ-10 мировых венчурных фондов — компании SOSV — мы приобрели не только финансовый ресурс, но и качественную менторскую программу от команды инвестора. Наш инвестор шаг за шагом объяснял то, что вначале казалось абсолютно очевидным. К примеру, мы прошли тренинг по умению слышать клиента. Для инвестора это основа последующих успешных продаж. Целый день мы тренировали навыки активного слушания, а потом получали «домашние задания». Подготовка презентации нашего стартапа заняла три месяца — каждая пятница становилась площадкой для шоу, где оттачивалось ораторское мастерство команд. Каждый день проходили различные мероприятия с представителями инвестора и консультации по разным бизнес-направлениям — маркетинг, работа с социальными сетями, долгосрочная стратегия и многие другие темы. Одним из важных направлений стали регулярные встречи с участниками прошлых инвесторских программ, они с удовольствием делились своим опытом успехов и неудач.
Резюме ничего не значит
Традиционное резюме потеряло былую значимость. Пока рынок заполнен предложениями по проведению тренингов для подготовки успешного резюме, в центре внимания инвесторов и крупных компаний — таланты. Классическое образование теряет ценность, даже опыт работы уже не так значим. Любой инвестор однозначно попросит рассказать о команде стартапа. И здесь в цене яркие личности, обладающие мотивацией и профессиональными компетенциями, и их совпадение с ценностями компаниями. Но самое важное — сбалансированное распределение ролей, умение чувствовать друг друга и добиваться результатов.
Расти вместе с бизнесом
Пока собственники компаний рассуждают на тему «стоит/не стоит вкладываться в обучение сотрудников или лучше перекупать таланты на рынке», мир стартапов идет по своему собственному пути. Здесь главный тренд — параллельный рост сотрудников и самого стартапа. За годы работы в бизнес-консалтинге я видела множество случаев, когда команда менеджеров просто не успевала за ростом компании. Или, наоборот, когда сотрудники вырастали намного быстрее, чем развивался сам бизнес. Поэтому в основе эффективной команды стартапа — специалисты, которые растут вместе с компанией и сами помогают ей расти, легко адаптируются к изменениям и быстро учатся. От одного из инвесторов я однажды услышала выражение — «люди, в которых я инвестирую, должны быть голодными до знаний». И стартапу, и инвестору нужны команды, верящие в успех, ведь именно они готовы преодолевать трудности даже во время кризисов.
Есть еще один интересный тренд, его называют «эффект бумеранга». Он заключается в том, что современная компания может позволить талантливому сотруднику уйти, но всегда создает условия для того, чтобы он захотел вернуться. Пожалуй, этот эффект — настоящий кошмар для традиционной российской бизнес-ментальности, где руководители из-за своих принципов отказываются от такой тактики. В результате компания просто теряет гибкость и вместе с тем — позитивный имидж работодателя.
Конец эпохи офисов и удаленная работа
Исследование Deloitte, проведенное в 2017 году, показало, что 2/3 миллениалов по всему миру выбирают гибкие условия труда. Под ними понимают «плавающий» рабочий график, возможность удаленной работы и еще одну важную составляющую — здоровый баланс «жизнь-работа», который был явно нарушен у предыдущих поколений. Еще в 2008 году во время обучения в Нидерландах я познакомилась с финансовым директором компании Philips Яном Куйманом. Когда я спросила его, «стоит ли мне инвестировать в покупку офиса, чтобы клиенты почувствовали, что мой бизнес надежен», он ответил:
«Забудьте про офисы, это уже прошедшая эпоха, ваша команда должна быть эффективной в любой точке мира и при любых обстоятельствах».
Сейчас, через 10 лет, его высказывание больше не прогноз, а реальность. Ключевым показателем эффективности становятся не часы, проведенные в офисе, а вклад каждого сотрудника в развитие всего бизнеса.
Делайте сотрудников счастливыми
Среди топовых компаний, которые ставят во главу угла формирование сильной корпоративной культуры, — Google, Nike, Disney, Airbnb и многие другие. Но даже небольшой стартап в наше время может стать ярким источником идей и сформировать свою собственную бизнес-культуру, вовлекая в нее множество людей. Инвесторам интересны сильные игроки, команды со «стрежнем», способные выделиться на рынке и привлечь к себе внимание. Создатели стартапа должны осознавать свои ценности, транслировать их вовне и обучать команду тому, как эффективно работать с этими ценностями.
В завершение — несколько принципов создания сильной корпоративной культуры, практикуемых лидерами мирового бизнеса:
- Окружайте себя талантами.
- Цените каждого сотрудника, ведь каждый воплощает миссию вашего бизнеса.
- Делайте людей счастливыми.