В конце апреля один из базовых сценариев состоял в том, что торговая война, точнее, ее активная стадия, уже позади, и стороны договорились об условиях взаимодействия между США и Китаем. Однако в мае ситуация резко обострилась: сначала Минторг США объявил запрет для Huawei, впоследствии передвинул его введение до августа.
Остается неопределенность в том, что же произойдет в августе. Смогут ли стороны договориться, или будет введен запрет для Huawei, как это примерно год назад случилось с китайской компанией ZTE, которой запретили продажи в США. Зная весь этот бэкграунд, логично ожидать, что у компании Huawei есть и план А, и план Б.
Практически все гаджеты Huawei и Honor работают на Android. По разным оценкам, в прошлом году компания заняла либо 1, либо 2 место по количеству проданных устройств в России. Влияние разрыва надо разложить на 2 составляющие:
- Уже произведенные и приобретенные устройства, для которых не поменяется вообще ничего: поддержка и работа будут продолжаться.
- Новые устройства, которые будут выпущены после августа 2019-го. Здесь кроются основные риски. Если в августе решение о запрете будет окончательно принято, для компании есть только один условно позитивный выход — выпуск своей ОС с альтернативой для приложений от Google и качественной заменой части сервисов (при этом замены Youtube сделать невозможно). Тогда, возможно, удар будет не настолько сильным, чтобы компания покинула рынок мобильной техники. Если альтернатива будет сомнительной, то доля рынка уйдет другим игрокам.
Думаю, компания до последнего станет держать удар, и никаких распродаж, чтобы скорее сократить запасы, не будет. Наоборот, везде отметят, что устройства не подвержены запрету и пользователь никаким образом не будет ограничен. Ходят слухи, что новая ОС будет распространяться по воздуху и бесшовно устанавливаться на планшеты и смартфоны. Тем самым найдется выход из ограничений США.
Если запрет со стороны США не отменят, доля на рынке будет потеряна. Кому конкретно она уйдет — прогнозировать трудно. Скорее всего, будет разделение на тех, кто попробовал «китайцев» и не боится альтернативы Samsung/Apple, и тех, кто испугается таких последствий в будущем и пойдет к известным брендам, чтобы избежать рисков ограничений. А дальше все зависит от реакции Китая. Если брать самый жесткий ответ с симметричным запретом для американских компаний, то Китаю вполне по силам уничтожить Apple: все производство сосредоточено в Китае, перевести его быстро в другие страны нельзя. Установив ответный запрет, Китай лишит Apple всего — в самом полном смысле слова. Естественно, такое решение отразится на занятости сотрудников Foxconn. Мы как пользователи потеряем и Huawei, и Apple, что приведет к ослаблению конкуренции и глобальному кризису на рынке компьютерной техники. Таков самый худший вариант.
Сигнал от США по претензиям к Huawei — это не сегодня возникшая история. Huawei — мировой лидер по коммуникационному оборудованию. Видимо, именно это и не нравится США, которые пытаются вернуть себе лидерство всеми способами. Обвинения в шпионаже, ничем не подтвержденные, слышны уже не один год.
Так как в Китае сервисы Google под запретом, вопроса, чем заменить или что использовать, перед Huawei не стоит. Более того, после выигранного иска к поисковому гиганту сервисы «Яндекс» как предустановленные добавляют на смартфоны и планшеты. В любом случае «Яндекс» станет зависеть от того, насколько качественно будет сделана ОС Huawei и поверят ли в нее пользователи, останутся ли продажи устройств на высоком уровне или нет.