Дмитрий Мачихин — партнёр юридической компании GMT Legal, Денис Поляков — юрист юридической компании GMT Legal
В наше время возникла настоящая лихорадка вокруг криптовалюты и проведения различных ICO. Люди ищут простой способ заработать, а ICO — это реальный шанс для инвесторов приобрести возможность в дальнейшем получать высокие дивиденды при минимальных затратах, а для компаний-организаторов — получение финансирования для создания или развития своих проектов. Компании, готовящие или проводящие ICO, постоянно находятся в поисках той юрисдикции, в которой можно быстро и без проблем собрать большие средства. Однако в отсутствии официальных позиций регуляторов подбирать подходящие варианты для компаний сложно, так как отсутствует информация о соотношении ICO и законодательства об отмывании, рынке ценных бумаг и инвестирования. Одни компании смотрят на Запад, в частности на США, другие — на неизведанный Восток. Если с США после пресс-релиза комиссии по ценным бумагам, вышедшего в конце июля, ситуация начинает проясняться, токены будут подвергаться Тесту Хоуи для определения того, являются ли они инвестиционным инструментом или нет, и на основании результатов этого теста к ним будет применяться законодательство США о рынке ценных бумаг, то с Востоком в лице Китая официальной позиции пока нет. Почему же так интересен Китай?
Первая и главная причина заключается в том, что в Китае, по данным различных источников, сосредоточено 70-80% майнинговых промышленных мощностей всего мира. Именно поэтому на китайском рынке в настоящее время находится основной объем криптовалюты. Второй причиной является интерес китайских пользователей к приобретению и использованию токенов, обусловленный, в первую очередь, желанием вывести капиталы за пределы региональных рынков, что традиционными способами сделать очень тяжело. По данным China Money Network, около трети всех денежных средств, привлеченных на ICO, поступают из Китая. Третья причина — отсутствие прямых законодательных ограничений на проведение ICO. Однако последнее может являться как плюсом, так и минусом, поскольку отсутствие прямого запрета не означает, что компания, проводящая ICO, или инвесторы, вкладывающие в эту компанию, не будут привлечены к уголовной ответственности по действующему законодательству в финансовой сфере.
Основной проблемой здесь является то, что ICO может быть признано мошенническим, или незаконным, сбором денежных средств. Особенно остро проблема стоит в настоящее время, так как в пору нынешней лихорадки помимо компаний, готовых после сбора денежных средств на ICO действительно запустить свой проект, существует и много компаний, которые после ICO сворачивают всю деятельность, а денежные средства, полученные в результате краудфандинга, исчезают. Существует ряд причин, по которым к компаниям со стороны регулятора может быть привлечено лишнее внимание. Во-первых, компания, готовящая ICO в настоящее время, юридически не существует, это сразу наталкивает регуляторов Китая на то, что готовящееся ICO — мошенническое. Во-вторых, обещание получения дохода в дальнейшем от деятельности компании. В этом случае ICO может быть признано незаконным в связи с нарушением норм законодательства о ценных бумагах. Третьей причиной признания ICO незаконным сбором денежных средств может стать активная реклама готовящегося проекта. Данный список не является исчерпывающим и безусловным. Чтобы обезопасить компании от лишнего внимания регуляторов и возможного привлечения к ответственности, специалисты советуют для проведения ICO использовать зарегистрированную компанию, следить за тем, чтобы информация, содержащаяся в White paper, полностью соответствовала действительности, а сами токены продавать зарегистрированным инвесторам. Мнения специалистов о рекламе сходятся на том, что безопаснее публиковать информацию о самом продукте или компании, а не об ICO. Немаловажный вопрос: в какой форме необходимо выпускать токен? Хотя в настоящее время регуляторы Китая не озвучили официальную позицию о том, может ли токен попасть в сферу регулирования законодательства о ценных бумагах, представляется более безопасным выпускать именно продуктовые токены.
Также необходимо отметить, что регулированием процедуры ICO в Китае в настоящее время озабочено и само криптовалютное сообщество. Так, 25 июля в Гуйяне была проведена первая конференция о регулировании ICO, в которой участвовали представители правительства, исследовательских институтов, компаний, осуществляющих свою деятельность на блокчейне. После конференции был создан протокол для управления и контроля финансовыми рисками при проведении ICO (Guiyang Blockchain ICO Consensus). В настоящее время данный протокол работает в тестовом режиме, однако в дальнейшем, по нашему мнению, это может стать первым примером того, как сообщество само регулирует вопрос проведения ICO. В случае успеха проекта компании, готовящие ICO, смогут проводить ICO на базе этого протокола, что сделает то полностью законным — при этом затраты на использование протокола будут незначительны. Незадолго до создания Guiyang Blockchain ICO Consensus Народный банк Китая в своем Twitter обозначил намерение регулировать ICO. В настоящее время остается только наблюдать, позволит ли правительство Китая сообществу самому регулировать ICO или же последуют серьезные вмешательства со стороны государства.
Таким образом, несмотря на возможность привлечения больших объемов денежных средств путем проведения ICO в Китае, существует и вероятность, что государство не позволит этого сделать, а сама компания будет привлечена к ответственности. Компании должны тщательно проверить продукт на соответствие законодательству Китая, а также создать максимально прозрачную структуру компании, ICO и White paper. К тому же в скором будущем, вероятно, будет запущен вышеназванный протокол, и компаниям будет проще проводить ICO. Что же, посмотрим, куда приведет нас время…