ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью

Игорь Намаконов: В стране бурлит тема креативных индустрий

В прошлом году в России появилась новая отраслевая общественная организация, охватывающая огромный сегмент не только экономической, но и культурной жизни страны — Федерация креативных индустрий (ФКИ). Среди учредителей ФКИ — Российский музыкальный союз, МХАТ им. Горького, Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Ассоциация анимационного кино России, Ассоциация галерей, Союз креативных кластеров, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, Российская ассоциация электронных коммуникаций, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциация менеджеров, Институт развития индустрии моды Beinopen, международная консалтинговая компания Squire Patton Boggs, фонд поддержки креативных индустрий «Креативные практики», Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) и ассоциация IPChain. Президентом федерации избран известный экономист, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. О том, зачем и для чего возникло это объединение и каковы перспективы развития этих индустрий, а также как запустить «креативную экономику», мы беседуем с генеральным директором ассоциации Игорем Намаконовым. Игорь Намаконов также занимает должность исполнительного директора Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.

Союз креативных союзов

— Игорь, что, собственно, такое Федерация креативных индустрий? Как она возникла?

— Федерация — это союз союзов. Ее появление является естественным результатом активностей рынка в 2020 году. Федерацию учредили организации, которые представляют интересы разных направлений креативных индустрий.

Но мы не занимаемся локальными проблемами отдельных направлений: архитектуры, театра или моды.

Нас интересуют кросс-индустриальные задачи, связанные с развитием инфраструктуры рынка, корректировкой законодательства, разработкой сервисов и продуктов, которые будут одинаково полезны всему сектору.

Пример такого проекта — «Тревожная кнопка» для креативных индустрий. В своей основе это консультационный центр, которым сможет воспользоваться любой креативный предприниматель, столкнувшийся с проблемами защиты интеллектуальной собственности. Проект разрабатывается сейчас Комитетом по GR и праву. Всего у нас семь направлений работы, каждое из которых представлено отдельным комитетом в структуре федерации, а курирует его один из членов правления. Задача этого года — запустить по одному значимому проекту в рамках каждого комитета.

— Кроме «Тревожной кнопки», какие другие важные проекты и инициативы сейчас разрабатывает федерация? 

— Продолжается проект 100 Most Creative Russians (100MCR.com) — топ-100 креативных лидеров России. Очень важный для нас проект для консолидации и популяризации сектора. В этом году мы пошли в регионы. Первый регион, который мы исследовали, — Республика Татарстан. Результаты будут на сайте проекта, можно подписаться на рассылку — Tatarstan.100mcr.com. Идут переговоры с партнерами в Сибири, на Урале, в Якутии, на Дальнем Востоке и Кавказе.

Федерация как крупное отраслевое объединение занимает сильную переговорную позицию в диалоге с государством. Мы участвуем в правительственных и экспертных дискуссиях, прямо сейчас вносим предложения в планы реализации стратегических документов, добиваемся корректировки законодательной базы. А еще вместе с экономическим факультетом МГУ и Роскультцентром готовим несколько комплексных исследований российского рынка креативных индустрий, а также общие критерии оценки эффективности сектора. Наконец, ведутся активные переговоры по формированию банковского продукта для предпринимателей креативных индустрий.

— Ну а в целом, как вы видите важнейшие задачи федерации?

— Сейчас мы работаем в рамках комитетов, активно слушаем рынок, формулируем подходы, выстраиваем план действий. В течение года каждый комитет представит результаты своей работы. Широкий фронт работ для нас — взаимодействие с существующими событиями и партнерами. На IPQuorum 2021: Tech for Content у нас отдельный тематический блок. С ПМЭФ работаем прямо сейчас, обязательно будем участвовать в Российской креативной неделе. На EXPO 2020 в Дубае лейтмотив российского павильона — креативные индустрии, мы помогаем Минпромторгу в формировании деловой программы.

Тема креативных индустрий бурлит в нашей стране, очень много входящих запросов и предложений. Год креативной экономики в самом разгаре; мы, с одной стороны, стремимся зафиксировать ключевые направления для себя и заниматься ими, но, с другой стороны, 30% времени я закладываю на непредсказуемые предложения и запросы. Целый рынок сейчас — как один большой стартап. Нужно оставаться гибким и внимательным.

Креативная часть ВВП

— Мы сейчас с вами говорим о креативных индустриях как о чем-то очевидном. Но какое можно дать им определение? Что это, собственно, такое? Как бы вы определили креативные индустрии и их место в российской и мировой экономике?

— Есть разные взгляды на значение термина. Мы остановились на следующей формулировке: креативные индустрии — сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане в процессе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, культурной активности за счет капитализации, коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят продукты, товары и услуги, обладающие экономической ценностью.

Теме интеллектуальной собственности в федерации мы уделяем особое значение. И это серьезно отличает нас от других отраслевых объединений. Экспертизу по теме мы получаем от представителей Ассоциации IPChain, Федерации интеллектуальной собственности и УПРАВИС, которые также в составе учредителей.

Относительно места креативных индустрий в мировой экономике. 2021 год назван ООН Годом креативной экономики, Россия официально активно участвует в повестке. Так что смело можно говорить о том, что значение развития человеческого капитала велико как никогда, и вопрос только в создании институциональной среды. Как говорит председатель правления ФКИ Александр Аузан:

«Сфера креативных индустрий может стать предметом национальной гордости». 

Конечно, речь идет о влиянии, которое она может оказать на перезапуск национальной экономики.

— Не стоит ли перестать оценивать креативные индустрии по их вкладу в ВВП?

— Доля рынка в ВВП — стандартный показатель. Другое дело, как считать процент. Из-за разных подходов и часто недостаточности достоверных данных сегодня возникают разногласия. Одни дают 2%, другие — 4%, третьи — 6%. Но вы правы в том, что считать нужно не только вклад креативных индустрий в ВВП: нужны другие — неочевидные —показатели эффективности сектора. Над этим мы тоже сейчас активно работаем.

Связующее звено между творчеством и экономикой

— Что представляет собой Конвенция развития креативного сектора в России, которая упоминалась на недавнем заседании вашего правления? 

— То, что мы хотим сделать в масштабах страны, требует объединения разных сил. Эти силы — это в основном ведомства, которые обладают экономическими инструментами и управляют существующими секторами. Все креативные индустрии разбросаны по разным ведомствам. Минпромторг занимается промышленным дизайном, Минкультуры — кино и анимацией, Минстрой — архитектурой, и т.д. Нужна стратегическая выкладка, которая позволит участникам процесса объединиться вокруг общей цели. Конечно, новое министерство создавать никто не планирует, оно не нужно. Но нужен оператор, который мог бы в нужный момент скоординировать усилия разных игроков. В конвенции все эти взаимодействия должны быть урегулированы в масштабах страны. Корректировка станет возможна в том числе за счет единой методологии оценки и прогнозирования эффективности креативных индустрий. Это должен быть лаконичный документ, который позволит всем прийти к единому пониманию, что именно можно сделать вместе и какую это принесет пользу, какой вклад это внесет в ВВП и развитие человеческого капитала.

— Что надо исправить в российской экономической политике для поддержки креативных индустрий?

— На сегодняшний день ясно, что связующее звено между творчеством и экономикой — интеллектуальная собственность. Именно из этого необходимо исходить, адаптируя российскую экономическую политику к реалиям постиндустриального общества. Например, наша система налогообложения ориентирована на материальное производство, где множество работников выполняют стандартные операции, производя унифицированный продукт. В такой модели все легко калькулируется, выражается в конкретных цифрах. Однако когда мы применяем такой подход к творческому, интеллектуальному производству, условно говоря, взимаем с лицензионных договоров такой же налог на добавленную стоимость, как с договоров на поставку сигарет, мы скорее демотивируем авторов, убиваем инициативу.

Нужно предоставить креативным предпринимателям и всем, кто создает нематериальные активы, своего рода налоговые каникулы. Государству стоит дать креативным индустриям возможность пожить какое-то время в чуть более легких регуляторных условиях. За это время обязательно сложится инфраструктура, выйдут на арену новые игроки, сформируется спрос. Последнее особенно важно.

Рассуждая о поддержке творцов, мы часто забываем о второй стороне потребителе креативной продукции. Его тоже нужно поддержать, дать ему возможность сделать выбор в пользу российского дизайна, российской моды, российской архитектуры. У нас сейчас огромная доля импорта, что ставит отечественный бизнес в сложные условия. Зачастую российским креативным предпринимателям сейчас выгоднее сразу выходить на зарубежные рынки. Многие технологические решения сразу «затачиваются» под Китай, Америку или Ближний Восток.

Рост уровня жизни и повышение покупательской способности населения необходимо увязывать с популяризацией российской креативной продукции в сегменте масс-маркета. Помните, в 90-е была кампания «Покупай российское»? После СССР люди настолько не верили в отечественное, настолько увлеклись лейблами made in USA, что им приходилось специально напоминать: в нашей стране тоже производится много замечательного. Сегодня о продукции тех же российских дизайнеров знает ничтожно малая доля населения, среди них в первую очередь завсегдатаи креативных пространств. Ситуацию нужно менять, это комплексная задача. Важны не только те, кто придумывает и производит, но и те, кто все это будет покупать.

Беседовал Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья