Остановила ли пандемия поток новых инвестиций? Нужно ли сегодня предпринимателям от властей что-либо, кроме антиковидных субсидий? О текущем состоянии инвестиционного климата в России и о том, чего сегодня бизнес просит у правительства, «Инвест-Форсайту» рассказывает Игорь Вдовин, председатель Комитета РСПП по инвестполитике, институтам развития и экспортной поддержке. Отметим, что летом этого года Игорь Вдовин также был избран председателем совета Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК).
Особенности инвестклимата
— Как бы вы охарактеризовали ситуацию с инвестициями в России в последние 2–3 года? Какова их динамика? Где наблюдается возросшая инвестактивность, а где мы видим явный дефицит капиталовложений?
— Государственная статистика дает позитивную картину: по данным Росстата, инвестиции в основной капитал в России увеличились в январе — сентябре на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но, как говорил Марк Твен: есть ложь, наглая ложь, и статистика. Если взять более длинный временной отрезок, получится, что «золотой период» инвестиционной активности в российской экономике приходится на 2000–2013 гг. со среднегодовым приростом в 9,1%. Фактически инвестиционный цикл закончился в 2013 году, а новый — еще не начался.
Самый высокий прирост инвестиций в первом квартале 2021 г. к аналогичному периоду прошлого года можно отметить в здравоохранении и рудном секторе; подросли перерабатывающие отрасли, увеличились показатели в научной деятельности, образовании, индустрии культуры, спорта и досуга. Среди пострадавших отраслей можно отметить добывающую промышленность. Причем не только в России, но и в целом в мире.
Перспективные направления для инвестирования сейчас — инфраструктура, транспорт, высокотехнологичное производство и наукоемкие проекты. Актуален тренд на зеленую экономику. Поддержку получают климатические и экологические проекты.
Для себя перспективным направлением мы выбрали АгроФудТех, который уже давно развивается во всем мире. За 2020 год в сектор фудтеха зарубежными странами было инвестировано $30 млрд, а только за первую половину 2021 года — $24 млрд. В России же инвестиции в эту сферу за три года не превысили $300 млн, а 90% суммы было потрачено на сектор доставки, автоматизации и маркетплейсы. Наша задача — в корне изменить эту ситуацию.
— Какие проблемы в первую очередь находятся в зоне внимания возглавляемого вами комитета РСПП? Какие вопросы вы ставите перед государством?
— Вопросов много. Например, внесение поправок в законодательство, связанное с заключением соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Мы направили обращение в адрес правительства Российской Федерации, по итогам рассмотрения которого зампред правительства Андрей Белоусов дал поручение Минэку, Минпрому и Минфину совместно с РСПП проработать предложения для бизнеса. Это широкое поле для совместной деятельности: поправки касаются размера субсидий, обязательных платежей, дублирования процедур по проверке сметной стоимости объектов обеспечивающей инфраструктуры, налогового законодательства и так далее.
Еще один вопрос, который мы прорабатываем порядка двух лет, — проблемы общественного транспорта. Здесь и привлечение внебюджетных инвестиций в проекты общественного пассажирского транспорта, и «обеление» пассажирских перевозок, и внедрение цифровых решений, а также популяризация общественного транспорта для пассажиров.
Например, «серый» рынок общественного транспорта существенно тормозит развитие отрасли. Появляются серьезные препятствия для обновления подвижного состава в регионах, в том числе с применением мер господдержки. Вместе с ключевыми игроками рынка на площадке РСПП ведется работа по составлению «дорожной карты» «обеления» отрасли пассажирского транспорта.
Мы разработали и направили правительству предложения по модернизации пассажирского общественного транспорта в регионах за счет взаимодействия государства и бизнеса. Мы предлагаем ряд решений, среди которых: переход общественного транспорта к использованию брутто-контрактов, обязательные требования к участникам конкурсов на получение свидетельства на осуществление перевозок о соблюдении экономических и социальных гарантий, предусмотренных Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, внедрение цифровых систем оплаты проезда и другие.
Еще одна тема, на которую обращено наше самое пристальное внимание, — развитие рынка АгроФудТех в России. Мировая продовольственная система не справляется с новыми вызовами. Мы видим ключ в решении многих проблем, связанных с питанием, в развитии новых продуктовых технологий.
В декабре мы провели первый международный форум AgriFoodTech-2021, посвященный вопросам развития рынка современных сельскохозяйственных и пищевых технологий в России. Формирование этого рынка позволит в ближайшем будущем создать новую конкурентоспособную экосистему в российской пищевой индустрии, ввести в промышленный оборот новые продукты, созданные на основе биотехнологий. По итогам форума был сформирован пакет предложений правительству — это полноценный план развития рынка альтернативных продуктов питания в России. Среди обозначенных мер есть и финансовые, и развитие инвестиционных инструментов, и обновление нормативно-правовой базы, и вопросы сертификации. Сейчас для нас важно заручиться поддержкой правительства, чтобы АгроФудТех получил должное внимание как со стороны властей, так и со стороны инвесторов.
Нельзя не отметить и то, что происходит в дорожно-строительной отрасли. При поддержке РСПП была создана Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК). Туда вошли крупнейшие компании в сфере. Ассоциация представляет и защищает интересы отрасли, создает условия для развития инфраструктурного строительства, реализации крупных инвестпроектов. Важное направление работы — экспертиза для органов власти. НАИК уже проработана и предложена дорожная карта по проблемам отрасли. Сейчас идет процесс ее утверждения.
Чем поддержать бизнес
— Почему вы просите вносить новые изменения в соглашение о защите и поощрении капиталовложений?
— В первую очередь это инициатива представителей бизнеса — членов РСПП. Мы понимаем, что многие проекты, которые сейчас реализуются, требуют донастроек нормативной базы. Несколько десятков СЗПК подвисли со 2 апреля, когда перестал действовать старый порядок их подписания. При этом сам механизм СЗПК привлекателен для предпринимателей. Поэтому мы внесли ряд предложений правительству; важно, чтобы они были рассмотрены по существу, а решения, касающиеся СЗПК, приняты в ближайшее время.
— Занимается ли ваш комитет вопросами «антиковидной» поддержки бизнеса?
— В РСПП есть отдельный Координационный совет по борьбе с коронавирусной инфекцией. Тем не менее наш комитет совместно с институтами развития и профильными ФОИВами еще в первую волну пандемии прорабатывал актуальные для предпринимательского сообщества вопросы: субсидии, ковид-кредиты и многое другое. Для нас важно, чтобы бизнес продолжал работать при любых внешних обстоятельствах. Для этого необходимо принимать оперативные решения, оказывать меры поддержки, в том числе консультационные.
— Какие главные проблемы вы видите в существующей в России системе институтов развития? Ощущаются ли последствия последних перемен, произведенных в системе институтов развития (ИР), в частности передачи ряда ИР в ведение ВЭБа?
— Благодаря реформе институтов развития, которая проходит сейчас, выигрывают все — и институты, и бизнес. ВЭБ стал главным институтом страны, 12 структурных единиц вошли под его крыло. Мы видим уверенный рост реализации национальных проектов: целевой KPI выполнен за 9 месяцев на 90%. Мы наконец-то получили рабочую структуру, которая эффективно распоряжается бюджетными средствами. И конечно же, ждем новых инструментов, программ, предложений в адрес предпринимательского сообщества.
Например, сейчас сохраняется много бюрократических проволочек при получении мер господдержки. Важно оцифровать все процедуры и упростить их. Также немаловажно научить бизнес пользоваться этими мерами. Государство подставляет плечо при реализации инвестиционных проектов, но региональным компаниям иногда не хватает компетенций, чтобы ими пользоваться.
Что мешает инфраструктуре
— Что побудило инфраструктурные компании объединяться в НАИК? Какие проблемы ставит перед государством эта организация? Каковы ее первоочередные цели?
— Многие компании уходят с рынка из-за банкротства. Это связано как с системой ценообразования, неопределенностью в вопросах финансирования объектов для госнужд, ростом стоимости стройматериалов, так и с несовершенством законодательства о закупках, со стандартами отрасли, которые не менялись долгое время и уже не отвечают современным реалиям. Если не держать руку на пульсе, не искать баланс, то через несколько лет заниматься строительством инфраструктуры будет некому.
Летом этого года главы 19 крупнейших компаний в области строительства транспортной инфраструктуры подписались под обращением к Владимиру Путину. Они засвидетельствовали кризис в отрасли и рассказали, какие риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны он создает. По сути, многие строительные компании находятся сейчас на грани выживания, а это, в числе прочего, может привести к остановке строительства значимых федеральных объектов.
Среди проблем, с которыми сталкивается бизнес, — система ценообразования в бюджетном строительстве, которая не базируется на рыночных реалиях, отсутствие четкого порядка оценки соответствия и приемки работ в системе управления рисками и ответственностью в рамках государственных контрактов, не учитываются издержки на банковские гарантии и многое другое.
Сейчас мы шаг за шагом выстраиваем работу с ФОИВами, чтобы исправить ситуацию вокруг объектов госзаказа. Как я уже сказал, разработана и утверждается дорожная карта по совершенствованию правового регулирования в сфере инфраструктурного строительства. Мы совместно работаем на площадке Минстроя, аппарата правительства, вносим изменения в стандарты, в ту непосредственную нормативную базу, которая определяет строительство крупных инфраструктурных объектов в рамках нацпроектов. Необходимо решить вопросы пересмотра стоимости контрактов и возникающие сопутствующие моменты, определиться с применением санкций, с гарантийными обязательствами, субсидированием, изменить методику расчета прогнозных индексов, провести анализ положений НПА, по которым работает отрасль, и так далее.
Куда продолжают приходить инвесторы
— В течение многих лет можно было слышать, что в России есть образцовые регионы по привлечению инвестиций, такие как Татарстан и Калужская область. Можно ли говорить о том, что другие регионы тоже подтягиваются, о новых поколениях регионов-чемпионов?
— Среди регионов, которые имеют хороший потенциал в привлечении инвестиций, я бы отметил три: Ростовская, Ульяновская и Сахалинская области.
Ростовская область уже порядка десяти лет выполняет план по привлечению инвестиций. Причем это происходит и в пандемийные годы. Когда-то я лично занимался выстраиванием системы привлечения инвестиций в этом регионе.
Ульяновская область также входит в число регионов России с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Уровень инвестиционной активности организаций здесь в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране.
Сахалинская область сейчас на 8-м месте национального Рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. При этом регион стремится улучшить свои показатели: разработан и внедрен план инвестиционного развития, реализуются меры поддержки, создана Корпорация развития Сахалинской области.
— Какие иностранные инвесторы продолжают приходить в Россию, несмотря на ковид и внешнеполитический кризис?
— В первую очередь важно отметить, что за время пандемии коронавируса ни по одному государственному проекту процесс привлечения иностранных инвестиций не был приостановлен. Ключевыми для России являлись международные проекты по строительству наземных и морских трубопроводов. А наиболее активными стали инициативы в области атомной энергетики (Росатом) и транспорта.
Если взять топ-5 крупнейших инвестиционных проектов России с участием иностранного капитала, то среди зарубежных компаний, с которыми работают наши корпорации, — Total, CNPC, Mitsui, Китайская национальная нефтегазовая корпорация, Sherwood Energy, Royal Dutch Shell, Uniper, Wintershall и другие.
Конечно, на первый план выходят вопросы, связанные с регистрацией прав собственности, с реализацией повестки зеленого финансирования, энергоперехода, вопросы донастройки нашей таможенно-тарифной политики с точки зрения ввоза сюда комплектующих и экспорта из России готовой продукции.
Новые условия диктует и карбоновый налог. Многие вопросы климатической повестки лежат в плоскости глобального взаимодействия. Поэтому важно обсуждение этих сфер с иностранными регуляторами для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.
Беседовал Константин Фрумкин