ENG
Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью

Игорь Вдовин: «Многие строительные компании на грани выживания»

Остановила ли пандемия поток новых инвестиций? Нужно ли сегодня предпринимателям от властей что-либо, кроме антиковидных субсидий? О текущем состоянии инвестиционного климата в России и о том, чего сегодня бизнес просит у правительства, «Инвест-Форсайту» рассказывает Игорь Вдовин, председатель Комитета РСПП по инвестполитике, институтам развития и экспортной поддержке. Отметим, что летом этого года Игорь Вдовин также был избран председателем совета Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК).

Игорь Вдовин, председатель Комитета РСПП по инвестполитике, институтам развития и экспортной поддержке

Особенности инвестклимата

Как бы вы охарактеризовали ситуацию с инвестициями в России в последние 2–3 года? Какова их динамика? Где наблюдается возросшая инвестактивность, а где мы видим явный дефицит капиталовложений?

— Государственная статистика дает позитивную картину: по данным Росстата, инвестиции в основной капитал в России увеличились в январе — сентябре на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Но, как говорил Марк Твен: есть ложь, наглая ложь, и статистика. Если взять более длинный временной отрезок, получится, что «золотой период» инвестиционной активности в российской экономике приходится на 2000–2013 гг. со среднегодовым приростом в 9,1%. Фактически инвестиционный цикл закончился в 2013 году, а новый — еще не начался.

Самый высокий прирост инвестиций в первом квартале 2021 г. к аналогичному периоду прошлого года можно отметить в здравоохранении и рудном секторе; подросли перерабатывающие отрасли, увеличились показатели в научной деятельности, образовании, индустрии культуры, спорта и досуга. Среди пострадавших отраслей можно отметить добывающую промышленность. Причем не только в России, но и в целом в мире.

Перспективные направления для инвестирования сейчас — инфраструктура, транспорт, высокотехнологичное производство и наукоемкие проекты. Актуален тренд на зеленую экономику. Поддержку получают климатические и экологические проекты.

Для себя перспективным направлением мы выбрали АгроФудТех, который уже давно развивается во всем мире. За 2020 год в сектор фудтеха зарубежными странами было инвестировано $30 млрд, а только за первую половину 2021 года — $24 млрд. В России же инвестиции в эту сферу за три года не превысили $300 млн, а 90% суммы было потрачено на сектор доставки, автоматизации и маркетплейсы. Наша задача — в корне изменить эту ситуацию.

Какие проблемы в первую очередь находятся в зоне внимания возглавляемого вами комитета РСПП? Какие вопросы вы ставите перед государством?

— Вопросов много. Например, внесение поправок в законодательство, связанное с заключением соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Мы направили обращение в адрес правительства Российской Федерации, по итогам рассмотрения которого зампред правительства Андрей Белоусов дал поручение Минэку, Минпрому и Минфину совместно с РСПП проработать предложения для бизнеса. Это широкое поле для совместной деятельности: поправки касаются размера субсидий, обязательных платежей, дублирования процедур по проверке сметной стоимости объектов обеспечивающей инфраструктуры, налогового законодательства и так далее.

Еще один вопрос, который мы прорабатываем порядка двух лет, — проблемы общественного транспорта. Здесь и привлечение внебюджетных инвестиций в проекты общественного пассажирского транспорта, и «обеление» пассажирских перевозок, и внедрение цифровых решений, а также популяризация общественного транспорта для пассажиров.

Например, «серый» рынок общественного транспорта существенно тормозит развитие отрасли. Появляются серьезные препятствия для обновления подвижного состава в регионах, в том числе с применением мер господдержки. Вместе с ключевыми игроками рынка на площадке РСПП ведется работа по составлению «дорожной карты» «обеления» отрасли пассажирского транспорта.

Мы разработали и направили правительству предложения по модернизации пассажирского общественного транспорта в регионах за счет взаимодействия государства и бизнеса. Мы предлагаем ряд решений, среди которых: переход общественного транспорта к использованию брутто-контрактов, обязательные требования к участникам конкурсов на получение свидетельства на осуществление перевозок о соблюдении экономических и социальных гарантий, предусмотренных Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, внедрение цифровых систем оплаты проезда и другие.

Еще одна тема, на которую обращено наше самое пристальное внимание, — развитие рынка АгроФудТех в России. Мировая продовольственная система не справляется с новыми вызовами. Мы видим ключ в решении многих проблем, связанных с питанием, в развитии новых продуктовых технологий.

В декабре мы провели первый международный форум AgriFoodTech-2021, посвященный вопросам развития рынка современных сельскохозяйственных и пищевых технологий в России. Формирование этого рынка позволит в ближайшем будущем создать новую конкурентоспособную экосистему в российской пищевой индустрии, ввести в промышленный оборот новые продукты, созданные на основе биотехнологий. По итогам форума был сформирован пакет предложений правительству — это полноценный план развития рынка альтернативных продуктов питания в России. Среди обозначенных мер есть и финансовые, и развитие инвестиционных инструментов, и обновление нормативно-правовой базы, и вопросы сертификации. Сейчас для нас важно заручиться поддержкой правительства, чтобы АгроФудТех получил должное внимание как со стороны властей, так и со стороны инвесторов.

Нельзя не отметить и то, что происходит в дорожно-строительной отрасли. При поддержке РСПП была создана Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК). Туда вошли крупнейшие компании в сфере. Ассоциация представляет и защищает интересы отрасли, создает условия для развития инфраструктурного строительства, реализации крупных инвестпроектов. Важное направление работы — экспертиза для органов власти. НАИК уже проработана и предложена дорожная карта по проблемам отрасли. Сейчас идет процесс ее утверждения.

Чем поддержать бизнес

Почему вы просите вносить новые изменения в соглашение о защите и поощрении капиталовложений?

— В первую очередь это инициатива представителей бизнеса — членов РСПП. Мы понимаем, что многие проекты, которые сейчас реализуются, требуют донастроек нормативной базы. Несколько десятков СЗПК подвисли со 2 апреля, когда перестал действовать старый порядок их подписания. При этом сам механизм СЗПК привлекателен для предпринимателей. Поэтому мы внесли ряд предложений правительству; важно, чтобы они были рассмотрены по существу, а решения, касающиеся СЗПК, приняты в ближайшее время.

Занимается ли ваш комитет вопросами «антиковидной» поддержки бизнеса?

— В РСПП есть отдельный Координационный совет по борьбе с коронавирусной инфекцией. Тем не менее наш комитет совместно с институтами развития и профильными ФОИВами еще в первую волну пандемии прорабатывал актуальные для предпринимательского сообщества вопросы: субсидии, ковид-кредиты и многое другое. Для нас важно, чтобы бизнес продолжал работать при любых внешних обстоятельствах. Для этого необходимо принимать оперативные решения, оказывать меры поддержки, в том числе консультационные.

Какие главные проблемы вы видите в существующей в России системе институтов развития? Ощущаются ли последствия последних перемен, произведенных в системе институтов развития (ИР), в частности передачи ряда ИР в ведение ВЭБа?

— Благодаря реформе институтов развития, которая проходит сейчас, выигрывают все — и институты, и бизнес. ВЭБ стал главным институтом страны, 12 структурных единиц вошли под его крыло. Мы видим уверенный рост реализации национальных проектов: целевой KPI выполнен за 9 месяцев на 90%. Мы наконец-то получили рабочую структуру, которая эффективно распоряжается бюджетными средствами. И конечно же, ждем новых инструментов, программ, предложений в адрес предпринимательского сообщества.

Например, сейчас сохраняется много бюрократических проволочек при получении мер господдержки. Важно оцифровать все процедуры и упростить их. Также немаловажно научить бизнес пользоваться этими мерами. Государство подставляет плечо при реализации инвестиционных проектов, но региональным компаниям иногда не хватает компетенций, чтобы ими пользоваться.

Что мешает инфраструктуре

Что побудило инфраструктурные компании объединяться в НАИК? Какие проблемы ставит перед государством эта организация? Каковы ее первоочередные цели?

— Многие компании уходят с рынка из-за банкротства. Это связано как с системой ценообразования, неопределенностью в вопросах финансирования объектов для госнужд, ростом стоимости стройматериалов, так и с несовершенством законодательства о закупках, со стандартами отрасли, которые не менялись долгое время и уже не отвечают современным реалиям. Если не держать руку на пульсе, не искать баланс, то через несколько лет заниматься строительством инфраструктуры будет некому.

Летом этого года главы 19 крупнейших компаний в области строительства транспортной инфраструктуры подписались под обращением к Владимиру Путину. Они засвидетельствовали кризис в отрасли и рассказали, какие риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны он создает. По сути, многие строительные компании находятся сейчас на грани выживания, а это, в числе прочего, может привести к остановке строительства значимых федеральных объектов.

Среди проблем, с которыми сталкивается бизнес, — система ценообразования в бюджетном строительстве, которая не базируется на рыночных реалиях, отсутствие четкого порядка оценки соответствия и приемки работ в системе управления рисками и ответственностью в рамках государственных контрактов, не учитываются издержки на банковские гарантии и многое другое.

Сейчас мы шаг за шагом выстраиваем работу с ФОИВами, чтобы исправить ситуацию вокруг объектов госзаказа. Как я уже сказал, разработана и утверждается дорожная карта по совершенствованию правового регулирования в сфере инфраструктурного строительства. Мы совместно работаем на площадке Минстроя, аппарата правительства, вносим изменения в стандарты, в ту непосредственную нормативную базу, которая определяет строительство крупных инфраструктурных объектов в рамках нацпроектов. Необходимо решить вопросы пересмотра стоимости контрактов и возникающие сопутствующие моменты, определиться с применением санкций, с гарантийными обязательствами, субсидированием, изменить методику расчета прогнозных индексов, провести анализ положений НПА, по которым работает отрасль, и так далее.

Куда продолжают приходить инвесторы

В течение многих лет можно было слышать, что в России есть образцовые регионы по привлечению инвестиций, такие как Татарстан и Калужская область. Можно ли говорить о том, что другие регионы тоже подтягиваются, о новых поколениях регионов-чемпионов?

— Среди регионов, которые имеют хороший потенциал в привлечении инвестиций, я бы отметил три: Ростовская, Ульяновская и Сахалинская области.

Ростовская область уже порядка десяти лет выполняет план по привлечению инвестиций. Причем это происходит и в пандемийные годы. Когда-то я лично занимался выстраиванием системы привлечения инвестиций в этом регионе.

Ульяновская область также входит в число регионов России с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Уровень инвестиционной активности организаций здесь в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране.

Сахалинская область сейчас на 8-м месте национального Рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. При этом регион стремится улучшить свои показатели: разработан и внедрен план инвестиционного развития, реализуются меры поддержки, создана Корпорация развития Сахалинской области.

Какие иностранные инвесторы продолжают приходить в Россию, несмотря на ковид и внешнеполитический кризис?

— В первую очередь важно отметить, что за время пандемии коронавируса ни по одному государственному проекту процесс привлечения иностранных инвестиций не был приостановлен. Ключевыми для России являлись международные проекты по строительству наземных и морских трубопроводов. А наиболее активными стали инициативы в области атомной энергетики (Росатом) и транспорта.

Если взять топ-5 крупнейших инвестиционных проектов России с участием иностранного капитала, то среди зарубежных компаний, с которыми работают наши корпорации, — Total, CNPC, Mitsui, Китайская национальная нефтегазовая корпорация, Sherwood Energy, Royal Dutch Shell, Uniper, Wintershall и другие.

Конечно, на первый план выходят вопросы, связанные с регистрацией прав собственности, с реализацией повестки зеленого финансирования, энергоперехода, вопросы донастройки нашей таможенно-тарифной политики с точки зрения ввоза сюда комплектующих и экспорта из России готовой продукции.

Новые условия диктует и карбоновый налог. Многие вопросы климатической повестки лежат в плоскости глобального взаимодействия. Поэтому важно обсуждение этих сфер с иностранными регуляторами для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

Беседовал Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья