ENG
В мире, Мнение

Инфраструктурные грезы Байдена

Василий Колташов

Василий Колташов

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

Джо Байден придумал, как тратить деньги, чтобы из этого что-то получилось. Он предложил направить на инфраструктурные проекты в США $2,3 трлн. Скептики посмеиваются над проектом, предвкушая сопротивление в конгрессе. Обещание моря рабочих мест сопоставляют с морем переселенцев из Латинской Америки, штурмующих мексиканскую границу США. Байден не уточняет механизмы расходования, но уже известно: обновление аэропортов, улучшение городского транспорта и строительство новых дорог будут главными в проекте. Президент США назвал его крупнейшим со Второй мировой войны.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Джо Байден хотел бы видеть план утвержденным в конце весны. Поспешность определяют серьезными причинами. Стабилизировать ситуацию в экономике США к началу 2021 года удалось лишь ценой колоссальных трат. Бюджетный дефицит по итогам 2020 года достиг 15% ВВП, увеличившись за тот год вместо обычных $1,5 трлн на $4,5 трлн.

Сумма астрономическая, если попытаться сопоставить её с расходами даже больших и числящихся богатыми государств планеты. При ключевой кредитной ставке ФРС в 0–0,25% стоимость обслуживания долга США достигла в 2020 году $378 млрд. Это исключает политику нормализации ставок: платежи по долгу при попытке ее реализовать легко могут стать неподъемными для североамериканского государства, парализовав его окончательно.

Деньги правительство США брать у ФРС может, но оздоровить бюджетную и финансовую ситуацию неспособно. Также финансовые элиты, стоящие за администрацией и ФРС, не хотят видеть девальвацию доллара. План Байдена хотят реализовывать в экономике замороженных признаков и причин кризиса, ничего не устранив, а сделав вид, будто и нет совсем токсичных диспропорций. В условиях активной эмиссии и инфляции долларовых активов Байден обещает чудо.

«Хорошо оплачиваемые рабочие места», — говорит он.

Другие его фразы из недавнего выступления тоже оптимистичны:

«… приведет к росту экономики. Сделает нас более конкурентоспособными».

Формально все логично: развитие инфраструктуры может вызывать сильный мультипликативный эффект в экономике, стимулировать рост производства, занятости и потребления. Тем не менее здесь имеется немало «но», не имеющих отношения к политическим тонкостям принятия и реализации инфраструктурного плана Байдена.

В 2017 году группа экспертов Кафедры политической экономии и истории экономических учений РЭУ им. Г. В. Плеханова констатировала:

«Дональд Трамп может придать промышленности США сильное ускорение с помощью создания национальной сети высокоскоростных железных дорог».

Обстановка в США не была простой, но только что утихшая Вторая волна мирового кризиса американскую экономику не тронула. Сконцентрировав ресурсы, имея ставку ФРС на уровне 1,5% и даже располагая возможностью её поднимать (в конце 2018 года она достигнет 2,5%), США могли дать реальной экономике весьма нужную опору в виде крупных инфраструктурных проектов. При этом долг правительства еще был далек от нынешних $28 трлн. Во время инаугурации Трамп говорил:

«Мы вернем наши рабочие места. Мы вернем наши границы. Мы вернем наше благосостояние и богатства и вернем наши мечты. Мы построим новые автострады, аэропорты, тоннели, мосты, железные дороги по всей нашей замечательной стране».

Речь Трампа была посвящена протекционизму в духе президента США времен Гражданской войны (1861–1865 гг.) Авраама Линкольна, в эпоху которого и последовавшие десятилетия строительство железных дорог стало главным фактором развития американской промышленности и роста экономики. Современные США сильно отстали в высокоскоростном железнодорожном сообщении. Оно практически не развито. Высокоскоростные поезда Acela Express эксплуатируются лишь с 2000 года и остаются немногочисленными. Это создавало в США задел для модернизации, который и по итогам краха 2020 года оставался лишь заделом.

Трамп так и не выдвинул полноценный план модернизации и расширения сети железных дорог в США. Общего инфраструктурного чудо-плана реализовано не было. Экономика США оставалась к началу 2020 года во многом прежней, считая и бережно сохраненные финансовые пузыри.

Создание разветвленной сети высокоскоростного железнодорожного сообщения в США теперь может резко увеличить спрос на сталь и другие материалы. При реализации плана потребуются тысячи локомотивов, вагонов, множество механизмов и машин, депо и иных строений. Американское производство получит мощный стимул, появятся миллионы рабочих мест, связанных с измененной структурой экономики и транспорта.

Однако Байден не предлагает следовать таким путем. Байдену кажется, что, исправляя и расширяя классическую инфраструктуру США, можно добиться большого результата — перелома негативных процессов в экономике. В его плане лишь городской транспорт может оказаться значимым, так как страна невероятно отстала в общественном транспорте от ЕС. Его создание и улучшение может быть чрезвычайно полезным, но в остальном план выглядит слишком оптимистичным и чересчур туманным.

Очевидно, он предложен в ответ на неожиданное осыпание финансовой системы, рынка и репутационного фасада США в 2020 году. Вливания в банки, фондовый рынок, домашние хозяйства в США уже производились. На очереди классический рецепт — вложения в расширение и улучшение инфраструктуры.

$650 млрд Байден хотел бы направить на модернизацию транспортной инфраструктуры. Это включает ремонт и улучшение 30 тысяч км магистралей и дорог, 10 тысяч мостов. Часть средств хотят пустить на программы безопасности дорожного движения для пешеходов и автомобилистов, а также развитие общественного транспорта.

Последний отнюдь не стоит первым номером в стратегии инфраструктурных дел команды Байдена. $174 млрд хотят бросить на стимулирование рынка электромобилей, включая налоговые льготы для их покупателей и развитие сети зарядных станций. Все это — весьма расходные мероприятия, но экономическое чудо они едва ли могут создать. Эффект для американской экономики от больших по меркам остального мира расходов может в итоге оказаться скромным.

Власти США не хотят решать коренные проблемы своей экономической системы. Байден говорит, что его инфраструктурный план поможет США опередить другие страны и увеличит ВВП на триллион долларов. Он может даже помочь оживлению американского рынка, дав новые рабочие места в строительстве и новые заказы для строительства.

Почему же в плане подозревают изъяны? Почему от него не веет перспективой нового бума в США? Все потому, что его пытаются приладить к старой политике спасения финансовых пузырей. А именно эта политика привела США в 2020 году к столь тяжелому общему экономическому падению, социальному кризису и безумному росту государственного долга. Со всем этим-то что будут делать?

Расширение инфраструктуры — классическое антикризисное решение. Беда США в том, что они не хотят применять его в самой масштабной и радикальной форме, рассчитывая обойтись улучшением старой дорожной сети с добавлением к ней инфраструктуры для личных электромобилей. Наконец, сама обстановка не является в экономике США классической. Нужно многое менять, но именно то, что следует менять, команда Байдена надеется сохранить.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья