По результатам исследования Ernst&Young, по дорогам России на январь 2018 года ездит порядка 53 млн транспортных средств. Менее 40% из них оснащены телематическими устройствами, позволяющими удаленно получать технические сведения о машине и управлять ею. Стартап «Лаборатория умного вождения» занимается разработкой технических решений в области телематики и противоугонных систем для автомобилей. О становлении компании и созданных продуктах «Инвест-Форсайту» рассказал Никита Касьяненко, директор по маркетингу и сооснователь проекта.
История стартапа
Компания «Лаборатория умного вождения» (ЛУВ) образована весной 2015 года Михаилом Анохиным и Никитой Касьяненко, но о создании собственной телематической платформы партнеры начали задумываться еще в 2014 году. Их интерес к созданию системы ConnectedСar был вызван высоким потенциалом технологии и состоянием российского рынка: низкая конкуренция и большое количество автовладельцев, не обладающих подобными продуктами.
Михаил Анохин до проекта 10 лет работал в сфере автострахования и являлся экспертом в области телематики. Он участвовал в создании первого на российском рынке продукта для «умного страхования». Никита Касьяненко работал в маркетинге — осуществил ряд маркетинговых проектов для международных компаний SpectrumBrands, Brown-Forman, Hasbro, Stada, ImperailTobacco и другие. На этапе задумки партнеры начали искать инвестора. Поверила в проект Екатерина Игнатова, супруга главы «Ростеха» Сергея Чемезова, которая выделила инвестиции. Первоначально предполагалась работа с иностранными программистами удаленно. Но, по словам Касьяненко, создание программ и продуктов сторонними специалистами сильно ограничивает возможности по их постоянному изменению и улучшению в короткие сроки из-за недостатка коммуникации. К тому же аутсорсинг в IT-сфере обходится дороже штатных разработчиков. После получения финансирования для работы над стартапом было нанято 20 специалистов в области софта, «железа», страхования. Центр разработки расположился в Москве.
За два года команда проекта создала платформу «Элемент», которая состоит из OBDII-адаптера, считывающего сведения об автомобиле, инструментов защиты от угона и мобильного приложения. Такое решение позволяет удаленно управлять машиной, просматривать информацию о ее движении и техническом состоянии через программное обеспечение, защищает от угона. Устройство, собирающее данные, инсталлируется в диагностический разъем автотранспорта; оно совместимо со всеми современными интерфейсами — CAN-шины, K-Line, LIN-шины и прочие. Установка производится самостоятельно или специалистами и дилерами ЛУВ, также система может быть предустановлена, например, при покупке новой машины. В 2017 году начались продажи продукта. Его покупают как частные лица, так и страховые организации, автопроизводители и автопарки.
Возможности продукта
Решение «Элемент» позволяет обмениваться запросами и данными между разнообразными устройствами и транспортом через сети и сервисы. Поэтому, как выразился Касьяненко, подключенный к системе автомобиль можно считать компонентом экосистемы интернета вещей (IoT), пусть и усложненным, но все-таки еще одним модулем, передающим и принимающим информацию самостоятельно. С помощью приложения пользователь может отслеживать технические параметры автомобиля, управлять запуском двигателя, разблокировать центральный замок, даже получить помощь на дороге при поломке, отправив соответствующий запрос, и прочее. Более того, владелец получает уведомления о состоянии автомобиля на смартфон, находясь в любой точке мира. Скоринговая модель по специальному алгоритму оценивает стиль вождения человека, на основе чего выдает рекомендации по улучшению. Выполнение советов помогает сделать езду более безопасной, что в итоге уменьшает стоимость страхового полиса.
Система также комплектуется противоугонным модулем безопасности — охранной меткой и небольшим устройством блокировки. Как рассказал основатель проекта, недавно решение «Элемент» помогло предотвратить хищение арендованного автомобиля. Представители компании-арендодателя обратились в ЛУВ с просьбой определить местонахождения их транспорта, так как клиент не выходил на связь. Были установлены координаты последнего сигнала от системного блока и направлены в полицию, которая нашла злоумышленника и вернула имущество владельцу. Автолюбители, применяя рассматриваемую систему, ездят аккуратней. Например, при сравнении поведения водителей с установленным устройством «Элемент» выяснено, что уже спустя месяц 50% из них изменили свой стиль вождения на более безопасный вариант.
Разработчики стартапа создали собственный полноценный картографический сервис, который встроен в мобильное приложение и доступен на сайте в разделе «Личный кабинет». Решение было принято для минимизации расходов — лидеры этого рынка, Google и «Яндекс», берут плату за использование своих продуктов в коммерческих целях, к тому же предоставляют организациям данные в ограниченном объеме. Собственное решение также позволяет вносить в карты городов и местности любые коррективы, ориентируясь на запросы пользователя, поделился информацией Касьяненко.
Достижения и планы
Головной офис ЛУВ находится в Москве, представительства организации есть в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге и Казани. Сегодня в компании работает 70 сотрудников. Уже подключено больше 10 000 автомобилей, тогда как в декабре 2017 года их число не превышало и двух тысяч. Оборот проекта руководители не раскрывают, однако Касьяненко рассказал, что компания выйдет на самоокупаемость уже по итогам 2018 года. Стоимость подключения «Элемента» стартует от 15 000 рублей с абонентской платой от 4000 рублей в год, пакет «Максимум Pro» обойдется в 100 000 рублей единовременно и 27 000 рублей ежегодно за пользование. Цены варьируются в зависимости от набора функций. Продукт реализуется через дилерские центры вместе с покупкой автомобиля в готовой комплектации или приобретается самостоятельно. Некоторые страховые организации предоставляют устройство «Элемент» бесплатно вместе с полисом каско.
С 2017 года стартап сотрудничает с такими страховыми компаниями, как «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Ресо», «Росгосстрах» и другие. Например, недавно вместе с «АльфаСтрахованием» разработано бонусное предложение «Очень умное каско — Бонус Элемент». По этой программе собственникам машин, оборудованных устройствами ЛУВ, предоставляется скидка 80% по рискам, связанным с кражей или угоном, и на 10% уменьшается общая стоимость полиса.
Много продаж фиксируется через дилерские центры. Благодаря анализу сведений, полученных с помощью «Элемента», автосалоны могут предлагать клиентоориентированный сервис и разрабатывать индивидуальные предложения, исходя из особенностей использования автомобиля. Дилеры могут предупреждать клиента о возникших технических проблемах для их устранения на начальных этапах. За счет телематики дилеры могут в разы увеличить доходность сервиса и валовую выручку.
ЛУВ сотрудничает с лизинговыми компаниями. Например, с Carcade разработана программа, в рамках которой автотранспорт подключается к телематической платформе с противоугонными функциями. Лизингодатель контролирует географию передвижения автомобиля, снижая риск нецелевого использования. В ближайших планах компании — выход на зарубежные рынки.
Автор: Кристина Фирсова