ENG
Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Что нужно знать для инвестирования в искусство

Алексей Зайцев

Алексей Зайцев

Совладелец «Альбион Галереи»

Среди разновидностей инвестиционной активности, о которых все наслышаны, но немногие представляют, как это работает, особое место занимает вложение средств в произведения искусства, предметы антиквариата и коллекционирования. Во-первых, обладание подобными ценностями подчёркивает не только благосостояние владельца, но и факт принадлежности к особому «клубу для избранных». Во-вторых, в отличие от холодных цифр, записей в реестрах или золотых слитков, здесь за каждой вещью стоит история или легенда. А изучение жизненного пути автора, эпохи, в которую создан раритет, само по себе достаточно большое удовольствие для её обладателя и повод «козырнуть» знаниями в кругу друзей.

Что нужно знать для инвестирования в искусство

Что необходимо знать желающему вступить на непростой, но увлекательный путь? Начнём с теории.

Данная категория относится к движимому имуществу и подпадает под определение «культурная ценность». Специфических правил их оборота внутри нашей страны, относящихся к покупателю/собирателю (таких как обязательная регистрация сделок, постановка на учёт и т.д. ), на сегодняшний день не существует. Минимальный срок обладания таким имуществом (для частного лица), после которого возможна реализация без уплаты подоходного налога, составляет 3 года, как, например, в отношении автомобиля.

Есть специфика с трансграничными перемещениями. Со ввозом всё более-менее просто и отлаженно, главное — соблюсти определённую не очень сложную процедуру при прохождении таможни (если вещь при себе) или подрядить профессионального логиста для пересылки карго. Для вывоза необходимо в каждом конкретном случае заранее оформить разрешительную документацию и уплатить пошлину. И разумеется, не все предметы, представляющие ценность, получают «добро» на экспорт. Данные тонкости в любом случае необходимо принимать во внимание, подробнее же об этом можно будет рассуждать чуть позднее: в настоящее время идёт разработка подзаконных актов к недавно принятой новой редакции «Закона о ввозе и вывозе»; есть вероятность, что система нормально заработает уже в апреле.

Необходимо продумать систему учёта и хранения. Кто-то использует банковские ячейки; некоторые банки предлагают услуги профессионального хранения. Однако большинство (на мой взгляд, справедливо) считает, что произведения искусства созданы не только ради вложения средств, но и для услаждения чувств, и предпочитает совмещать приятное с полезным — как дома, так и, нередко, в офисе.

Помимо очевидных вопросов, связанных с обеспечением безопасности собрания, необходимо озаботиться созданием специфических условий хранения — в зависимости от природы раритетов. Так, для живописи — и особенно графики (неважно, «нарисованной» или печатной) — нужен определённый температурно-влажностный режим; некоторые виды графики не выносят прямых солнечных лучей и т.д. Речь, конечно, не о системах музейного уровня (хотя иногда доходит и до них), тем не менее, соблюдение правил поможет не только продлить жизнь замечательным произведениям, но и сохранить их ценность и привлекательность как инструмента инвестирования.

Важно иметь представление о «сезонности» на рынке художественных ценностей. В целом, он подчиняется тем же законам, что и ТНП люксового класса, но есть и определённая специфика. Так, период неопределённости и фрустрационных ожиданий — плохое время для продажи и хорошее — для покупки, поскольку конкуренция предложений высокая, и условия диктует тот, кто обладает деньгами. Для реализации, напротив, хорош период спокойствия, сытости, роста экономики и уверенности в завтрашнем дне: покупатели гораздо спокойнее расстаются с деньгами и готовы предлагать больше, иногда вступая в борьбу между собой за наиболее ценные раритеты.

В то же время недавняя серия экономических потрясений показала, что население в такие моменты гораздо активнее «перекладывает» деньги в недвижимость и автомобили, чем в сопоставимые по цене предметы антиквариата; на мой взгляд, исключительно потому что такие инструменты, в отличие от старого искусства, кажутся очевидными и, главное, понятными.

Попробуем восполнить пробелы.

Инвестиции в искусство (если не говорить о коллекционерах и профессиональных арт-дилерах) можно условно разделить на 3 категории:

1. Вложения в несколько масштабных и дорогостоящих вещей (таких как импрессионисты, европейские старые мастера, «первые имена» русского искусства). Подходит прежде всего для тех, кто обладает значительными ресурсами и склонен на длительный срок сохранить и преувеличить свой вклад. Приумножить его быстро и в значительной степени в таких случаях удаётся редко (хотя от сенсаций и взлёта цен на работы, казалось бы, уже и так высоко оцененного автора никто не застрахован). Однако при соблюдении ряда правил (первое из которых — поиск компетентного и лояльного консультанта) при выборе объектов риски минимальны.

2. Поиск и покупка наследия авторов или отдельных работ, по мнению инвестора, недооцененных. Предполагает возможность использования меньшего стартового объёма вложений, чем в первом случае. Область более рискованная в плане доходности, однако если угадать с объектами, можно заработать значительно больше в процентном отношении (а иногда и кратно).

Ориентация — в основном на отечественные культурные ценности: в отличие от Европы и Америки, где их свободный рыночный оборот не прерывался в течение веков, у нас советский период истории серьёзно «перемешал карты». До сих пор идёт процесс появления из исторического небытия новых имён и передел ценообразования на работы тех, кто уже на слуху, но ещё не в первых рядах. Здесь, помимо использования услуг и знаний консультантов, необходимо серьёзное специфическое дополнительное образование (богатый выбор поставщиков таких знаний есть как минимум в столичных городах) или самообразование. А также развитая интуиция и чутьё: при равно благоприятных условиях работы одного автора «выстрелят» быстро, другого — не сразу, третий так и останется в условном «третьем ряду». В качестве утешения скажу, что потерять вложенное тоже достаточно сложно. Опыт показывает: рано или поздно любое произведение находит покупателя. Но тут инвестиции хотя бы не упадут в цене в разы и не превратятся в пачку нарезанной бумаги, как это может произойти при сделках с акциями средней группы риска.

3. Приобретение и перепродажа большого количества относительно недорогих произведений. Наиболее гибкая и динамичная форма, требует профессиональных знаний и понимания собственной ответственности (консультантов при этом привлекают редко). При определённых плюсах данный вариант наиболее похож на классическое дилерство, да и с фискальной точки зрения рассматривается как предпринимательство со всеми вытекающими документальными и материальными последствиями. Опять же, практически все, кто начинал такую деятельность, либо разочаровывались и выходили из игры, либо становились профессиональными участниками рынка — а это уже другая история.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья