Menu
Инвестиции, Мнение

Возврат инвестиций в корпоративную социальную сеть

Дмитрий Бенц — основатель корпоративной социальной сети Loqui Business

Внедряя в своей компании какую-либо инновацию, любой руководитель рассчитывает, что продукт принесет компании прибыль. И чем быстрее, тем лучше. Однако в случае с корпоративными социальными сетями оценить ROI можно только косвенно. И, кстати, по мнению аналитиков из Yammer, если заказчик интересуется, какова будет материальная отдача от внедрения социальной сети, значит, он не вполне правильно понимает ее суть, которая в первую очередь состоит в поддержке трансформации компании.

Можно ли рассчитать ROI корпоративной соцсети?

Внедрение корпоративной социальной сети (КСС) способно изменить крайне важные для развития и процветания бизнеса процессы и механизмы. Речь идет о вовлеченности сотрудников, сплоченности коллектива, уменьшении времени на обучение и адаптацию персонала. Кроме того, КСС минимизируют затраты рабочего времени на поиск нужной информации, способствуют оптимальному выстраиванию рабочего процесса. Все это, бесспорно, положительно сказывается на работе компании в целом. Но как оценить эти преимущества в денежном эквиваленте и можно ли это сделать в принципе?

Аналитики из Gartner утверждают, что оценку окупаемости соцсетей нельзя проводить по алгоритмам, применимым к другим ИТ-продуктам для бизнеса. Эффективность КСС должна начинаться с анализа косвенных показателей: числа сотрудников, зарегистрировавшихся в сети, количества опубликованных постов, созданных событий и комментариев. Если динамика растущая, можно сделать вывод о том, что сотрудники считают сеть полезной. Подтверждением данного факта может также стать уменьшение числа внутренних почтовых сообщений в корпоративной почте. Только после того, как вы убедились в работоспособности нового инструмента в вашей компании, можно приступать к оценке эффективности КСС по основным задачам внедрения. Об этом мы и поговорим далее.

Сокращение «текучки» кадров

В компаниях, практикующих безличный подход к сотрудникам по принципу «мы никого не держим, за дверями сотни желающих», — проблема кадров всегда стоит очень остро. Объясняется это просто. В подобные организации готовы идти специалисты среднего уровня или те, кому все равно, где работать, лишь бы запись в трудовой книжке была. В итоге — высокая текучка, частые увольнения по причине некомпетентности или по личному желанию сотрудников. Постоянный поиск, набор и обучение новых кадров выливаются в итоге в весьма ощутимые финансовые затраты. КСС способна решить эти проблемы, воплотив в реальность заветную мечту руководства любой организации — сильный HR-бренд. Корпоративная соцсеть так же, как полис ДМС, бесплатные фитнес и обеды, — показатель заботы о сотруднике, признание его ценности. Это в некоторой степени гарантирует приток специалистов высокого класса, нацеленных на долгосрочное сотрудничество. При этом они готовы работать за оклад даже чуть ниже рыночного. Другая весомая функция социальной сети — быстрая адаптация новичков за счет возможности оперативного поиска нужной информации без участия наставника. Карточки сотрудников, корпоративная структура, офисные традиции, режимные моменты, рабочие процедуры — ответы на эти вопросы легко найти в КСС.

Снижение уровня стресса

Низкая эффективность работы каждого сотрудника, вызванная стрессом от ежедневных нагрузок, выливается в низкую эффективность бизнес-процессов. Каждый работник в течение дня должен иметь возможность отвлечься от выполнения должностных обязанностей —  например, пообщаться с коллегами. Социальная сеть позволяет сделать это внутри компании, при этом сотрудник «не выключается» из рабочего процесса.

Формирование открытой среды

В крупных компаниях, особенно с большим количеством географически распределенных филиалов, иногородние подразделения часто не в курсе, что происходит в головном офисе. Сотрудники практически незнакомы друг с другом, нет сплоченности, нет коллектива, нет мотивации. Корпоративная соцсеть создает общее пространство, в котором каждый может пообщаться с коллегой, обменяться опытом, где бы тот ни находился. Кроме того, система оповещений мгновенно доносит всю важную информацию о событиях в компании до каждого работника. Открытая среда позволяет повысить эффективность работы компании. Каждый сотрудник, каждый отдел чувствует себя частью коллектива, четко представляет, как его действия соотносятся с действиями коллег. Например, внедрение корпоративной социальной сети корпорацией Procter&Gamble, количество сотрудников которой насчитывает 140 тысяч человек в 160 странах, помогло  существенно повысить производительность по географически распределенным проектам.

Создание быстрых коммуникаций

Корпоративный портал или электронная почта не способны ускорить коммуникации между сотрудниками. К тому же люди избегают общения в рабочих «инструментах» чисто психологически. В корпоративной же соцсети, созданной по образу и подобию всем хорошо знакомых классических соцсетей, сотрудники контактируют значительно легче, постепенно перенося в КСС решение рабочих вопросов. Сокращается время на обсуждение проектов и их согласование.

Формирование информационной базы

В КСС весь создаваемый пользователями контент — кейсы, контактная информация по клиентам, обсуждения проектов — формирует уникальную информационную базу, которая остается в открытом доступе даже после увольнения того или иного сотрудника. Конечно, с точки зрения хранения информации корпоративный портал удобнее, но на нем обычно публикуются официальные сведения — образцы документов, распоряжения и т.д. Сеть же более гибкая, она собирает и хранит массу неофициальных данных, выкладываемых пользователями. Например, корпоративная соцсеть LOQUI Business, имеющая функцию геолокации, дает возможность формировать базу данных полезных контактов с привязкой к карте: адресов клиентов и поставщиков, данные по кроссмаркетинговым мероприятиям и т.д. 

Снижение риска утечки данных

Корпоративная соцсеть снижает риск утечки важной информации в компании, поскольку сотрудники перестают общаться по работе в обычных соцсетях или мессенджерах. Последствия утечки данных могут быть самыми неприятными — от разрыва отношений с контрагентами до потери прибыли или доли рынка. С внедрением корпоративной соцсети становится маловероятным, чтобы кто-то из коллег по недоразумению или глупости опубликовал в них что-то очень важное для компании. Все общение на рабочие темы ведется в КСС, следовательно, риск утечки становится минимальным, поскольку корпоративные соцсети имеют очень высокий уровень защиты.

Еще один момент — возможность свободного общения руководства с подчиненными через закрытый канал по поводу важных шагов, осуществляемых компанией. Особенно это касается компаний с развитой сетью филиалов.

Как утверждает статистика, внедрение корпоративных соцсетей повышает вовлеченность сотрудников в работу на 25%, увеличивает число поданных работниками предложений на 45%, снижает количество увольнений из-за сложности с адаптацией на 7%. Исходя их этого, можно сделать вывод, что КСС способны стать настоящим катализатором развития компании, окупая все вложенные в них средства.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья