Инновационные технологии сводят к минимуму участие человека в самых разнообразных нишах — системы искусственного интеллекта точнее ставят диагнозы, компьютерное зрение снижает риски аварий, а решения на основе BigData упрощают продажи. Однако всегда ли отказ от человеческого фактора является однозначным плюсом? И существуют ли отрасли, где сохранить его просто необходимо? О преимуществах и рисках человеческого фактора при отборе технологических стартапов и венчурном инвестировании беседуем с Алиной Валенсией, доктором философии, кандидатом психологических наук, бизнес-консультантом, экспертом и ментором программы «Технологическое предпринимательство» Университета Иннополис.
Во главе всего человек
— Алина, на протяжении многих лет вы работаете в технологическом секторе. На ваш взгляд, насколько для данной сферы важен, актуален человеческий фактор? И уместно ли в принципе говорит о нем применительно к инвестированию и отбору технологических проектов?
— С высокотехнологичными компаниями я работаю в течение всей карьеры бизнес-консультанта и предпринимателя, а это уже более 20 лет. В том числе участвую в оценке и отборе высокотехнологических проектов для обучения и подготовке к дальнейшему инвестированию, последние несколько лет занимаюсь отбором ИТ-стартапов и развитием программы «Технологическое предпринимательство» Университета Иннополис. И все это время в данной сфере актуальны дискуссии о важности для рынка грамотных, взвешенных решений, о необходимости правильных отношений между фаундерами и инвесторами, о влиянии психологической атмосферы внутри команды на успешность… Что это, как ни человеческий фактор? В рамках своей деятельности я вновь и вновь убеждаюсь — именно взаимодействие в формате «человек-человек» становится все более значимо в венчурном инвестировании, в работе с технологическими стартапами.
— Это важно для всей индустрии, вне зависимости от сферы, в которой работает стартап или специализируется инвестор?
— Безусловно, это всеобъемлющий тренд. Я сама являюсь совладельцем компании Galactica Biotech, которая занимается искусственным интеллектом и машинным обучением в сфере разработки лекарств, и вижу, что даже в такой сложной и высокотехнологичной области, где, казалось бы, ключевые роли давно уже отданы алгоритмам, цифрам, коду, без человеческого фактора никуда. С 2015 г. я была вовлечена в международные хай-тек-проекты как консультант, а в 2017 г. удалось поработать с одним из крупнейших международных венчурных фондов SOSV. В том числе и это взаимодействие подтвердило мое убеждение о человеческой стороне инвестирования, открыло множество инсайтов в сфере взаимодействия стартапов и инвесторов.
— На ваш взгляд, в связи с человеческим фактором в инвестировании что важно отметить в первую очередь?
— Как это странно ни прозвучит, но, несмотря на длительные многолетние дискуссии, именно человеку, его талантам и компетенциям, особенностям психологии человека, его предпринимательской идентичности со всей ее сложностью и многомерностью, внимания в индустрии уделяется, увы, недостаточно. Как и во многих других отраслях, акценты смещены на технологии, экономику процесса, инновации… Между тем, и я не устаю это повторять, в эпоху хай-тек именно человек, его способности и особенности, его креативное и созидательное мышление становятся залогом конкурентоспособности в высокотехнологической среде, фактором, который обеспечивает успех. И чем больше погружаешься в принципы функционирования технологических стартапов, в финансовую сторону индустрии, тем больше это чувствуется. Бывает, вот он — блестящий проект, но фаундеру и его команде не хватает драйва или экспертизы, веры в себя и свой проект, и это моментально чувствует потенциальный инвестор, это легко считывается.
Портфель проектов как страховка
— С человеческим фактором чаще ассоциируют риски, а не преимущества, в том числе для венчурной индустрии. Какие из них наиболее значимы? И приходилось ли сталкиваться с ними на собственной практике?
— На мой взгляд, в числе основных рисков — абсолютное отождествление себя с проектом. Предприниматели, фаундеры нередко превращают его в дело жизни, характеризуют и часто даже формируют идентичность человека. Безусловно, полная поглощенность увеличивает шансы на успех, но, с другой стороны, это и огромный риск. Однажды я беседовала с известным международным инвестором, филантропом, и он сказал: «Ты даже представить себе не можешь, какое количество судеб поломалось из-за полного поглощения отдельным проектом на моем долгом профессиональном пути». И работа с этой проблематикой — очень важная часть психологии бизнеса.
— Как избежать такой ситуации, возможно ли это? Что подсказывает опыт?
— Прежде всего, важно помнить: ты и твой проект — это разные вещи. Неважно, идет ли речь об инвесторе или фаундере. Я много работаю с молодыми предпринимателями, стартаперами, и это первое, о чем я говорю ребятам: вы — это не ваш бизнес или проект, но ваши проекты однозначно могут вас характеризовать, ваша главная ценность — ценность самой жизни, ее вкус и радость быть и создавать.
Ещё один момент, а именно: количество проектов в портфеле. Когда мы отбираем стартапы на программу «Технологическое предпринимательство» в Университете Иннополис, на первом же интервью мы спрашиваем основателей о других проектах в копилке. В идеале, чтобы человек сразу назвал 2–3 проекта. Это важно и в классическом бизнесе, где также есть похожие риски. Например, руководитель часто верит в какого-то одного сотрудника, вкладывает в него силы, время, душу. А человек уходит в параллельный бизнес, создает конкурирующий проект. Зачастую это заканчивается тяжелыми депрессивными состояниями, даже разочарованием в людях.
— Почему обращаете внимание на количество проектов в портфеле?
— Портфель проектов для высококвалифицированного специалиста, предпринимателя — это подушка безопасности, возможность начать все заново в случае провала. Недавно я разговаривала с одним из давних клиентов, который в бизнесе более 20 лет. Мне очень импонирует его настрой: если сейчас что-то пойдет не так, все выстроим заново, пусть даже с нуля. Считаю, это правильно. Кстати, неплохо, если проекты имеют синергетический эффект. Например, я являюсь предпринимателем, и когда консультирую стартапы, бизнес, стараюсь, чтобы мой опыт был полезен и им. То же самое и при корпоративном обучении, которое провожу. Важен взаимодополняющий эффект, это выводит на новый уровень.
Фокус на эмоциональный интеллект
— Только ли портфель проектов, пусть и разнообразных, позволяет нивелировать риски человеческого фактора при отборе технологических стартапов?
— На мой взгляд, актуальна способность оставаться самим собой при любых обстоятельствах. То есть твоя духовная составляющая, чёткое понимание своей важности и уникальности как личности. Вроде бы очевидный момент, но такие вещи часто уходят на второй план, о них забывают. Между тем при провалах, неудачах спасением оказывается именно эмоциональный интеллект предпринимателя, руководителя, инвестора. Это понятие включает и умение радоваться жизни, и способность относиться к ней очень глубоко, продуманно, но при этом легко и играючи. К сожалению, этому не учат в школе и на классических бизнес-курсах.
— Какие еще риски обусловлены человеческим фактором?
— Я часто вспоминаю фразу нашего инвестора и ментора Билла Лиао: If You Confuse, You’ll Lose (если обманешь, ты меня потеряешь). Она о том, что красивые слова — это только обложка. К чему мы привыкли в инвестировании? Что нужно просчитать доходность, выбрать правильный стартап. Мы приходим на форумы, слушаем питчи, кстати, наши предприниматели отлично научились преподносить себя, умеют достучаться для инвестора. Но что будет после того, как отзвучат красивые слова? К сожалению, часто начинаются сложности. И это важный риск, связанный с человеческим фактором.
— Но ведь человеческий фактор это не только риски, но и преимущества!
— Да, конечно. Недавно на одном из мероприятий, где я участвовала в качестве эксперта, команда представила идею по внедрению системы искусственного интеллекта и машинного обучения для того, чтобы автоматически выстраивать инвесторам воронку проектов и отбирать лучшие. Казалось бы, интересный ход. Но позволит ли такой инструмент отобрать действительно успешные команды? Ведь в венчуре выбирать нужно не тех, кто уже показывает результат. Ценно найти людей, обладающих большим потенциалом к развитию, тех, кто способен начинать снова и снова и не готов сдаваться перед вызовами. Но искусственный интеллект пока умеет работать лишь с понятием «как было», с понятными метриками — может оценить оборот, выручку, награды, сумму привлеченных инвестиций, полученных грантов, количество покупателей. В будущее ему заглянуть сложно. И здесь человеческий фактор как раз играет ключевую роль.
— Получается, это под силу эксперту, инвестору?
— Среди инвесторов известен подход «Spray and Pray», или «Раздай деньги и молись» (в смысле надейся на лучшее), но есть опытные инвесторы, которым достаточно 5–10 минут, чтобы по первому впечатлению отобрать проекты на ранней стадии финансирования.
Когда проекты выбирают люди, они смотрят именно на потенциал человека, на то, что он сможет сделать в будущем! Человеческий потенциал — это ключ к успеху в любом бизнесе, карьере, да и в жизни в целом. Одна из важнейших компетенций на рынке сейчас — профессиональное развитие. Это и стремление постоянно двигаться вперед, профессионально развиваться, расти, достигать большего, чем есть сейчас, так называемое «обучение в течение всей жизни». И такую способность на данный момент могут оценить лишь люди, а не машинный алгоритм.
— На что еще обратить внимание при отборе технологических стартапов?
— Например, стоит проанализировать запас драйва и самомотивации (возможности достаточно долго двигаться без внешних стимулов и ресурсов), понять, есть ли он у основателя стартапа. Важно понять, как долго он сможет продержаться без дополнительных источников поддержки, в том числе финансовой, сам себя драйвить? Если этого нет, если человеческий потенциал отсутствует, никакие материальные ресурсы не исправят ситуацию. Я в консалтинговом бизнесе 20 лет, и еще недавно главным ресурсом на рынке были деньги. Но посмотрите на стартапы, которые стали единорогами. У большинства из них не было денег на старте. Или понятие «записной книжки», которая ещё недавно казалась ресурсом. Но я знаю множество людей с важными номерами в записных книжках, а они ничего не могут сделать. У них нет идей или достаточного уровня доверия окружения, чтобы запустить свой проект. А у кого-то есть только дикий драйв, мечта о проекте и четкое понимание, как ее реализовать, «внутренний стержень», стойкость. И именно к таким в итоге приходят и деньги, и люди, и успех.
— А насколько важно оценивать готовность работать в команде?
— В венчурном инвестировании есть такое понятие как Product Market Fit — это про соответствие продукта потребностям рынка, а в вопросе команд я преобразую этот термин в Team Market Fit — соответствие команды потребностям рынка. Насколько фаундер и его команда способна подготовить и вывести проект на рынок. На более поздних стадиях инвестирования эта проблема решается с помощью назначения стороннего управляющего и формирования новой команды, но на самых ранних стадиях очень важно, чтобы команда была управляемой и «заряженной», обладала различной экспертизой и чувствовала потребности рынка и свой продукт. Работа в команде — это так называемая «метакомпетенция», она сочетает в себе множество других, например: умение коммуницировать, способность доверять людям, быть с ними на одной волне, эмоциональный интеллект. То есть это огромное количество разных навыков, которые должны быть развиты у действительно командных игроков. Все вместе они отвечают за совпадение с людьми в проекте, в результате работать хорошо, комфортно. Кстати, быть частью команды важно и самому инвестору, даже если он не участвует напрямую в управлении. И тогда мы действительно говорим о командной компетентной работе.
— Как видите влияние ИИ на отборы технологических проектов в будущем?
— На мой взгляд, на данный момент все те, кто занимается поиском и отбором технологических проектов, обладают очень широким спектром программ, так и или иначе связанных с ИИ. Это и планировщики времени и команд, и чат-боты, системы работы с командами, программы создания питч-деков и анализа широкого спектра информации/рынка (в том числе основанные на ChatGPT). Безусловно, в будущем тренд будет нарастать, а ИИ возьмет на себя еще больше функций, связанных с процессом подготовки к принятию решений. Но еще более очевидной будет становиться важность исключительно человеческих компетенций — интуиция, профессиональное чутье, управление рисками, эмоциональное и ментальное совпадение («быть на одной волне»). Перефразируя нашу русскую поговорку — на ИИ надейся, а сам развивай свою профессиональную интуицию и экспертность!