ENG
Перейти в Дзен
Инвестиции, Стартапы

Инвесторы ставят на телемедицину

С 1 января 2018 г. на российском рынке здравоохранения официально появилась телемедицина — вступил в действие соответствующий законопроект, обсуждение и разработка которого растянулись не на один год. Если ранее компании, оказывавшие дистанционные врачебные услуги (а такие, конечно, на рынке были), формально занимались информационным консультированием, а не оказанием медицинской помощи, теперь все меняется. Удаленная консультация признана медицинской услугой, а дистанционным, по закону, может быть мониторинг состояния пациентов, консультации в формате «врач-врач», а также «врач-пациент» (сегмент, который участники рынка видят наиболее перспективным). В будущем появится и возможность дистанционного оформления рецептов. Между тем, несмотря на отсутствие правового регулирования, рынок телемедицины оставался привлекательным для инвесторов, некоторые из которых в итоге смогли стать здесь вполне активными игроками. Готовы ли они работать теперь по новым правилам, какие ограничения сохранились на рынке и ждут ли здесь новых участников?

Фото: publicdomainpictures.net

Время сделок 

Казалось бы, именно 2017 год стал для рынка телемедицины годом больших сделок — сюда пришли крупные ИТ- и финансовые компании, банки, телеком-операторы и сами медклиники, а объем сделок составлял миллионы долларов. Так, Сбербанк прибрел 80% сервиса DocDoc.ru, за который мог заплатить до 1 млрд рублей, Яндекс, в свою очередь, инвестировал в сервис Doc+ $5 млн совместно с фондом Baring Vostok. О планах выйти на рынок заявили Мегафон и МТС, Европейский медицинский центр и клиника «Мать и дитя», запустила свой проект сеть клиник «Доктор рядом» и «К31+». Владелец фармдистрибутора «Мединторг» вложился в стартап Qapsula.

«Мы ясно видим хайп в отношении цифровой медицины», — говорил сооснователь и партнер компании «Тим Драйв», сооснователь сети клиник «Доктор рядом» Владимир Гурдус, подводя итоги развития телемедицинского рынка в России в декабре 2017 г. 

По словам Гурдуса, на рынок пришли серьезные инвесторы, причем инвесторы, которых в системе здравоохранения никто особо никогда не ждал.

«Это и все крупнейшие банки, и ИТ-компании, и телеком-операторы, крупнейшие страховые компании — все объявляют о том, что запускают свои проекты. Мне кажется, все, у кого есть какая-то сумма денег, готовы часть потратить на поддержание темы телемедицины», — уточнил Владимир Гурдус.

Между тем, инвестиции в отрасль пошли значительно раньше: еще в 2013 году появилась компания «Мобильные Медицинские Технологии», созданная при участии фонда Genome Ventures, в которую затем, в 2015 году, инвестировали структуры «Ташир Групп» Самвела Карапетяна. Тот же Яндекс инвестировал в Doc+ начиная с 2016 г., а DocDoc получал инвестиции в 2012 году — $1 млн от партнера венчурного фонда Aurora Venture Capital, а в 2016 году — $4 млн от фонда Guard Capital.

Вместе с тем очевидно, что инвестиции в отрасль заметно нарастали вместе с приближавшейся перспективой принятия соответствующего закона — первые проекты, в том числе подготовленный Минздравом и альтернативный, за авторством Яндекса, появились уже в середине 2016 года.

«ИТ в медицине развивается давно, уже более 15 лет, — говорит генеральный директор «Мобильные Медицинские Технологии» Денис Юдчиц. — Если все начиналось с оцифровывания повторяющихся внутренних процессов внутри медицинских учреждений, например, бухгалтерии, то сейчас мы находимся уже на этапе информатизации самой медицинской услуги и выстраивания новых бизнес-процессов».

Намотали на ус 

Инвестиции в новую отрасль, пусть и работающую вне правового поля, подкреплялись уверенностью и знанием иностранного опыта — мировой рынок телемедицины показывает все последние годы устойчивый рост (более 17%), обещая к 2019 г. достичь $44 млрд (по данным BBC Research).

При этом в основе роста рынка причины совершенно одинаковы во всем мире — речь идет о глобальном тренде на сокращение расходов в рамках отрасли здравоохранения, с этими задачами сталкивается медицина во всем мире.

«Доступность здравоохранения, несмотря на технологический прогресс и появление новых методик лечения и диагностики, снижается, — говорит управляющий партнер инвестиционной компании «РМИ Партнерс» Максим Горбачев. — Впрочем цифровые технологии могут помочь решению этой проблемы. Это глобальный тренд, и Россия в данном отношении даже несколько отстает от других стран, поскольку закон о телемедицине только входит в действие, а в США это уже обычная практика».

«Основные факторы, которые определяют растущий рынок телемедицины, — уменьшение доступности медицинских специалистов, а также рост стоимости таких услуг, и это подтверждают участники всех международных конференций, — добавляет Денис Юдчиц. — Именно телемедицина помогает решать эти проблемы; мы видим, что эта услуга необходима и пользуется спросом».

По сути, в сфере здравоохранения стоит задача провести некий аналог уберизации, прежде всего с целью сокращения затрат, говорят эксперты и игроки рынка. Последнее касается не только формата обращения пациента к врачу и последующего сопровождения его лечения, но и госпитального сегмента, что позволит сократить сроки пребывания пациентов в стационарах (его заменит домашнее пребывание с возможностью дистанционного мониторинга со стороны клиники).

Впрочем, речь идет и об ускоряющемся темпе жизни — уже сегодня жителям мегаполиса зачастую попросту некогда очно обратиться к врачу; к тому же существует потребность в удаленных консультациях для детей и пожилых.

«Если есть опции облегчить эту задачу с помощью технологий, естественно, направление будет развиваться. В перспективе будут развиваться и методики диагностирования, последние станут постепенно уходить от формата оказания в point of care, вместо этого пациенты самостоятельно смогут сделать анализы с помощью специальных девайсов. А когда возникнет возможность передачи их врачу в электронной форме, очный визит к врачу станет вообще неочевидным», — говорит Максим Горбачев.

Заживут по закону 

Если еще недавно препятствием для развития рынка телемедицины в России считалось отсутствие законодательного регулирования, и оно на самом деле останавливало многих игроков от выхода на рынок, то теперь именно последнее вызывает вопросы, а зачастую — и критику участников. Главное, с чем очевидно не согласны последние, — невозможность в соответствии с законом проводить в удаленном формате первичные консультации. В итоге многие компании, заявлявшие о намерении активно выходить на телемедицинский рынок, меняют планы. Так, сеть клиник «Медси» пока будет ориентироваться на пациентов, которые уже обслуживаются в клинике.

«Мы не станем рисковать и будем работать только с внутренним пулом пациентов, которые проходили у нас первичный осмотр», — рассказал директор стационарного кластера «Медси» Константин Лядов на бизнес-форуме «Коммерсанта» в декабре 2017 г. «Телемедицина в России: старт отрасли в РФ. Итоги 2017 года».

Директор по развитию проекта «Телемедицина» DocDoc.ru Дмитрий Домарев напоминает, что у рынка сначала были надежда, что появление закона подтолкнет развитие отрасли, однако с учетом текущих формулировок этого не произошло.

«Все ждали, что закон разрешит первичные консультации, но их в законе нет», — уточняет он.

Если раньше, до отсутствия в законодательном поле даже определения телемедицины, участники рынка работали, формально оказывая информационные услуги, теперь по этому пути пойти не получится. Правда, остается потенциальная возможность дистанционной подготовки пациентов к первичному очному приему, и не исключено, что именно под данный формат смогут адаптировать работу участники отрасли, изначально делавшие ставку именно на формат первичной консультации с врачом. Однако рано или поздно контролирующие органы все равно приведут формат оказания удаленных консультаций к требованиям закона. Уже сейчас Минздравом опубликован Приказ о порядке организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий, комментирует Денис Юдчиц.

«Мы теперь можем сказать, что оказание удаленной консультации — это медицинская помощь, и это очень значимая формулировка, ставящая точку в дискуссии, стоит ли ее рассматривать как информационную услугу или медицинскую», — говорит он.

«Перед компаниями и проектами, которые смогут адаптироваться, открываются большие перспективы. Те же, кто не перейдут на новые рельсы, останутся в прошлом, у них не будет шансов», — полагает Юдчиц.

Победа за гибридами

Сегодня рынку телемедицины в обозримом будущем прочат монополизацию — ключевые позиции здесь вполне могут занять игроки, уже заявившие о себе в отрасли, обладающие мощной финансовой поддержкой, те же Яндекс и Сбербанк.

«На сегодня идет процесс создания нового рынка. Большие компании обладают многомиллионной «теплой» и лояльной клиентской базой, это позволяет обеспечить массовый охват вероятных пациентов», — считает руководитель центра компетенций «Здравоохранение» группы компаний Softline Григорий Гинзбург

Тем не менее, до конца не ясно, за сервисами с какой бизнес-моделью, форматом, а главное, с какой экспертизой за плечами будущее на российском рынке телемедицины — сегодня игроков хотя и немного, все они представляют принципиально разные отрасли бизнеса.

«Пока в этом бизнесе пытаются «пробиться» ИТ-игроки, которые заходят в новую для себя отрасль и на популярном спросе пробуют заработать и сделать хороший сервис», — уточняет Дмитрий Домарев. 

По его мнению, классические медицинские игроки осторожно смотрят в сторону телемедицины именно из-за сложностей с законодательством, а многие игроки заявили об участии в рынке просто в попытке «застолбить поляну».

Вместе с тем, именно наличие медицинской экспертизы крайне важно для будущей успешности проекта на рынке, уверен Максим Горбачев, просто запустить аналог Uber, набрав врачей и позволив рейтинговать их пациентам, недостаточно.

«Запуск проектов только ИТ-специалистами не работает, ведь необходимо уметь работать с врачами, нужно их обучить использованию нового инструмента, к тому же врачей необходимо отобрать, — уточняет он. — Даже у Uber есть проблема с водителями, а с врачами будет еще чувствительней».

В победу на рынке телемедицины гибридных сервисов, работающих на стыке ИТ и медицины, верит Денис Юдчиц. Она напоминает про ситуацию на рынке США, когда в телемедицину «заходило» множество компаний, включая представителей крупного телекома и даже Google.

«Эта практика до неприличия похожа во всех странах и заканчивается одним и тем же, — резюмирует он. — Выживают гибридные компании, что-то среднее между ИТ и медицинским сервисом. Ни AT&T, ни Verizone не смогли выстроить работающие сервисы при всей мощности своих ресурсов».

Другое дело, что еще не ясно, повторит ли российский рынок зарубежный опыт — телемедицинская отрасль в стране пока только формируется, оставаясь новым сектором, который лишь ищет варианты и формы развития.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья