ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Инвесторы в фарму выигрывают

Елена Герцберг

Елена Герцберг

CEO и основатель семейного офиса ADAR ADVISORS

Если вы правильно подготовились к рецессии и купили в том числе акции фармацевтических компаний и аптечных сетей, сейчас самое время пить шампанское — на волне ситуации с COVID-19 индустрия фармы показывает внушительный подъем. 

Так сложилось исторически, что компании-производители выбирают себе предпочтительный рынок и специализируются на нем: рынок рецептурных препаратов, безрецептурных препаратов, специализированных препаратов, которые связаны с редкими и онкологическими заболеваниями, рынок прививок. Все эти рынки очень сильно отличаются друг от друга по маржинальности, маркетингу препаратов, а также регулированию со стороны государства.

Деньги в индустрии, как правило, долгие. Разработка вакцины от какого-либо редкого заболевания занимает в среднем от 5 лет, например: для создания вакцины от гриппа выращивают штаммы, проводят испытания, регистрируют полученную вакцину.

Самый простой рынок — безрецептурные препараты, он менее всего зарегулирован. На этом рынке с 2016 года наблюдался рост в среднем на 1,3% в год, и именно здесь сейчас разворачиваются интересные события.

В марте 2020 года рост средств по борьбе с простудой и кашлем составил уже 5% по отношению к предыдущему году, и это не предел. Самым мощным драйвером этого роста стала паника, связанная с потенциальным дефицитом лекарственных средств. Раскупается практически все, что имеет отношение к лечению ОРВИ и поддержанию иммунитета. Аптечные сети выигрывают более других участников фармакологической цепочки, поскольку они менее зарегулированы и могут поднимать цены на лекарства даже в несколько раз к цене дистрибьютора.

Механизм роста прибыли в ситуации дефицита достаточно простой. Если международная фармацевтическая компания производит лекарственные средства за рубежом и продает их в Россию, то новая реальность в которой заводы в Европе встают на временный карантин, а Индия закрывает производство, приводит к тому, что производитель живет за счет товарных запасов и может повысить цену на такие лекарства. Впрочем, производство лекарственных средств жестко регулируется на государственном уровне, и повысить цену на ряд препаратов жизненно важного значения просто невозможно.

Другое дело — средства для дезинфекции, которые не подлежат регулированию и расходятся по аптекам как горячие пирожки. Дистрибьюторы лекарств делают на своей части бизнеса порядка 1–1,5%, а вот аптечные сети имеют гораздо больше возможностей.

При нормальной ситуации чем ниже дистрибьюция у конкретного препарата, тем больше возможностей продавать его с высокой наценкой. По данным, полученным от специалиста индустрии, который пожелал не называть имя, наценка аптечных сетей на хорошо известные препараты составляет до 40% к цене дистрибьютора. В случае редких лекарств, к которым также можно отнести средства, помогающие в борьбе с коронавирусом, наценка составляет 3–4 раза к отпускной цене дистрибьютора.

На волне эпидемии население скупает препараты впрок, а пик популярности приходится на препараты, которые были рекомендованы Министерством здравоохранения для борьбы с COVID-19 (Гидроксихлорохин, Хлорохин, Лопинарвир/ритонавир, рекомбинантный интерферон бета-1b). Наценки на эти препараты выглядят заоблачными, впрочем, это не останавливает покупателей.

Акции аптечных сетей растут как следствие этого ажиотажа. Так сеть «36.6» (тикер APTK) показала 15% рост к январю этого года, а частные сети показывают даже более высокую доходность.

Особенное внимание привлекают усилия фармгигантов по созданию и тестированию вакцины против COVID-19. Дальше других в этом продвинулись компании Regeneron и Sanofi, которые совместно испытывают препарат Kevzara в США и Франции, а также швейцарская Roche, получившая право на испытания вакцины Actemra на территории США. Несомненно, что компания-победитель получит львиную долю международного рынка и сверхприбыли. Страна, которая первой одобрит регистрацию медикамента на ее территории, также выиграет от интеллектуальной гонки фармгигантов.

Французская компания Sanofi, которая специализируется на лечении редких заболеваний, примечательна также изменениями в структуре, которые руководство компании реализовало непосредственно перед кризисом. Компании улыбнулась удача в виде нового управляющего Пола Хадсона — он вступил в должность в сентябре 2019 года и разделил бизнес на части, выделив производство безрецептурных препаратов в отдельную компанию. Есть вероятность, что компания будет избавляться от непрофильного актива, что позволит увеличить и так очень высокую капитализацию.

Новая вакцина от COVID-19, скорее всего, станет рецептурным средством, так производство и распространение препарата будет легче регулировать. Если же регулятор присвоит новинке статус «жизненно важного лекарственного средства», то это обеспечит еще и контроль за ценообразованием.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья