ENG
Перейти в Дзен
Инвестиции, Финансы

Где ждут инвесторов в финтехе

Какие тренды будут определять развитие финтеха в ближайшие годы, а главное, какие ниши для инвесторов стоит считать наиболее привлекательными? На эти вопросы попытались ответить участники прошедшего недавно в Москве 7-го форума финансовых инноваций FinNext-2019. Участие в форуме приняли более 600 представителей банков, стартапов, инвесторов, телеком- и IT-компаний. Основной фокус, согласились представители ведущих российских банков, финансовых платформ и ИТ-компаний, — это фокус на персональный клиентский опыт как физических лиц, так и бизнеса, а также на все более мощное развитие в отрасли решений на основе искусственного интеллекта и нейросетей. И если последние годы цифровая трансформация касалась скорее фронт-офиса тех же банков (подразделение, непосредственно общающееся с клиентами), теперь на повестке — задачи оцифровки арьергарда, или бэк-офисных процессов. Мы приводим наиболее интересные мнения, которыми поделились участники форума. 

Сергей Монин, председатель правления «Райффайзенбанка»

— В будущем клиенту банка будет важна даже не столько скорость обслуживания, клиенту будет очень сильно не нужен банк. Уже сегодня чем меньше банк находится в жизни клиента, тем клиент счастливее. И чем менее незаметен будет банк, чем меньше клиент будет обращать внимание на то, что происходит с оплатой, — я думаю, в эту сторону все начнет двигаться. То есть когда финансовая транзакция будет проводиться, а клиент не будет этого замечать, потому что делать для этого ничего не надо. Как вам сейчас, по сути, не надо платить в традиционном смысле в Uber, так вы не будет платить нигде.

Борис Ким, председатель Совета директоров группы QIWI

— Думаю, мы рано списали со счетов крупные банки и слишком много внимания уделяем разным хайпам, в том числе хайпу вокруг блокчейна. Сейчас идет новый хайп — это необанки, у которых совершенно фантастические мультипликаторы. Мы рано списали банки, особенно наши, российские. Это то, на что я бы сейчас как инвестор посмотрел повнимательнее. Просто флер спал — стало понятно, что большинство транзакций сегодня все равно делает та же First Data (традиционный оператор обработки платежей по кредитным картам — ред.), а вовсе не Square или Stripe (финтех-стартапы — ред.). Есть и вторая история, связанная с тем, что платежи в их привычном виде исчезают. Сейчас они исчезают из сознания людей, но в итоге все придет к тому, что из платежей люди исчезнут, а рассчитываться между собой будут вещи. Это точно произойдет с развитием интернета вещей и технологии 5G. Люди не то что не будут задумываться о платежах — они просто не будут платить. Для нас это хорошо, потому что возникнет огромный новый рынок платежей.

Денис Бурлаков, совладелец и генеральный директор платежного сервиса RBK.money 

— Если сейчас говорить о российской и, что самое главное, мировой финтехнической мысли, то главный тренд — это инвестиции в развитие Customer Journey, или клиентского пути (опыта), который должен быть быстрым, безопасным, удобным и пр. На решении этих задач концентрируется 50% мировых финтехов. Задачу каждый может реализовывать по-своему, но именно вокруг этой экосистемы будут происходить дальнейшие прикладные инвестиции. Еще один важный тренд — развитие автоматического онбординга (сопровождение новых клиентов при знакомстве с цифровым продуктом), основанного в том числе на системах искусственного интеллекта и нейросетях. Особенно сложно это реализовать в отношении В2В-сегмента — это корпоративные образования, есть соответствующие AML-процедуры; требования регулятора здесь будут только усиливаться. С другой стороны, здесь есть тенденции к развитию регтеха, когда все эти процедуры будут автоматизированы. Еще один тренд, который будет привлекать инвестиции, — автоматический фрод-мониторинг. Нейронная сеть будет самостоятельно распознавать поведение потребителей. Обычное поведение будет просто оставляться без внимания, а очень необычное, наоборот, переводиться в разряд ручных проверок. Сейчас инвестиционный фокус смещается от решений для фронт-офиса на бэк-офисные технологии, в том числе цифровизацию платежных систем.

Евгений Колбин, вице-президент, директор дивизиона «Цифровой Корпоративный Банк» Сбербанка 

— Важным трендом ближайшего будущего станет битва экосистем, когда банки и компании будут пытаться интегрироваться в жизненный цикл человека или компании, предоставляя в одном окне увязанные между собой сервисы, по максимуму закрывающие все потребности. Очевидно, что здесь все пойдут по максимально похожим сценариям. Выиграет тот, кто предложит возможность лучшего клиентского опыта, лучшее технологическое решение и сделает это максимально быстро. Ведь люди быстро привыкают к хорошему — потом крайне сложно мотивировать их «слезть» с продукта. «Боль» изменений будет уже очень сложной.

Другим трендом станет включение во многих процессах искусственного интеллекта. Сейчас это хайповая тема, которая в большинстве представляет некий НИОКР, но волна прикладных решений в ближайшие год-два нас захлестнет. И она в том числе будет сформирована специалистами, которые сегодня в бэк-офисных системах делают различные прикладные решения. Это создаст новый пласт специалистов с новыми скиллами, эта история сильно повлияет на качество всего в банковской отрасли, и процессов, и предложений, может в принципе изменить ее ландшафт. Например, клиенту будет не нужно в рамках общения с банком что-то сканировать, отправлять какие-то анкеты: мы и так будем все знать, чтобы предложить максимум из того, что можно.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья