ENG
Menu
Стартапы

IT-технологии в доставке продуктов

Сервисы доставки товаров из онлайн-магазинов с каждым годом привлекают всё больше клиентов. О том, как войти в этот бизнес и потеснить крупнейших игроков, рассказывает Андрей Толмачёв, основатель проекта Golamago.

Трудный путь

Уроженец Пятигорска Андрей Толмачёв с малых лет вынужден был зарабатывать деньги: торговал мелкими товарами и одеждой, проявлял интерес к инвестиционным фондам. После школы поступил в высшее учебное заведение. Проучился полтора года, после чего попытался перевестись в военное училище, но в конце концов от замысла отказался. Отсрочку от армии он потерял, пришлось идти в армию. Чечня, суровые солдатские будни – всё это закалило, сделало сильнее и жестче. По возвращении «на гражданку» устроился грузчиком на рынок. Амбиции, стремление выйти в люди, зародившиеся еще в детские годы, никуда не исчезли. Работая, он всегда искал новые возможности. Научился вести документацию в 1С, устроился в техподдержку. Полученный опыт решил использовать для создания бизнеса: он открыл консалтинговую компанию. Уже в первые годы, когда собственное дело только-только набирало обороты, он задумался о создании службы доставки товаров из крупных магазинов («Лента», «О’кей» и т.д.). Но для этого нужны были значительные вложения, а также высокотехнологичный софт. Андрей не был ни программистом, ни мультимиллионером.

Второй основатель Golamago Евгений Львов на тот момент уже добился успеха и заработал большие деньги. Начинал он, как и Андрей, с ничего. Родился в маленьком городке – Тимашевске, затем жил с семьей в Норильске, в 22 вернулся на родину. Шли 90-е, Евгений мечтал о бизнесе. Было у него несколько идей, одна из них – создание такси. Всё зарождалось как стартап «Сатурн Такси». В 2015-м Евгений попробовал себя в Америке – запустил сеть Fasten, которая потеснила Uber. В дальнейшем и его российская компания, объединившись с Rutaxi, вышла в лидеры по количеству охваченных городов (более 100) и количеству поездок (порядка 1,3 млн в день).

Вперед на Москву

Работа над Golamago началась еще в Пятигорске, но ни денег, ни возможностей в городе не хватало. Поэтому Андрей Толмачев перебрался в Москву, начал искать исполнителей для создания мобильного приложения. Нашел, но программа вышла неудачной: больше потратили, чем заработали. Пришлось менять стратегию. С идеей проекта команда влилась в среду стартаперов. Появился свой программист, который приступил к разработке программы. Со временем штат расширялся. На декабрь 2016-го был создан прототип мобильного приложения, офис переместился в Набережные Челны. Возможно, им удалось бы добиться успеха, но закончились деньги. Андрей Толмачев с долей сарказма написал статью в блог обо всех попытках команды и ушел зарабатывать деньги.

Весной 2017-го Андрею написал Евгений Львов. Бизнесмен прочитал блог, изучил историю попыток Андрея создать службу доставки, способную потеснить «Яндекс.Маркет» и других гигантов. Идея засела у Львова в голове и не давала покоя, но заниматься новым проектом он попросту не мог. Не хватало времени. Вместе с Андреем они быстро пришли к решению и договорились работать вместе. Их прельщали перспективы. Аналитики прогнозировали прирост онлайн-покупок с каждым последующим годом на 26%, а рынок до сих пор был свободен. Крупных игроков почти не было. При этом у российского рынка имелся большой потенциал. Уже тогда, в 2017 году, по статистике, из опрошенных людей 47% готовы были заказывать товары с помощью онлайн-сервисов. Сейчас эти показатели выше.

Евгений Львов стал главным инвестором, вложив около 50 млн рублей, Андрей занял должность генерального директора. Было разработано мобильное приложение, проработаны вопросы рекламы, сотрудничества со сторонними сервисами, найдена группа инвесторов. Вклад последних в развитие бизнеса не только денежный: они делились с Андреем полезными связями, опытом. В конце концов в Golamago собралась талантливая команда (сейчас около 40 человек), из которых большинство – специалисты в сферах программирования, искусственного интеллекта и big data. Также были наняты сборщики для работы в супермаркетах. Каждый из них в течение месяца обязан пройти практическое (как упаковать, как сохранить товарный вид, как и куда складывать разные продукты) и теоретическое обучение (они должны знать регламентированный свод правил, в котором прописаны правила и инструкции).

Высокотехнологичный сервис доставки

Платформа Golamago («Беги, Лама, беги») – целая сеть со встроенным искусственным интеллектом, собирающая данные с десятков магазинов по тысячам товаров. Она связывает между собой курьерские службы, упаковщиков товаров, гипермаркеты и клиентов в автоматическом режиме. К ней подключаются через мобильные приложения, специально разработанные под популярные операционные системы телефонов. Расчет ведется только безналичный. После подачи заявки деньги клиента замораживаются, но не списываются, пока заказ не будет проверен и получен самим заказчиком, назначается ближайший курьер из Golamago или аутсорсинговых компаний. На доставку уходит не более 90 минут – такова и была изначальная политика: создать быстрый и удобный сервис. Стоимость доставки – 290 руб., в дальнейшем основатели хотят снизить цену до 99 руб. В первые месяцы услугами Golamago воспользовались около 50 тыс. человек. Если умножить количество клиентов на стоимость одной доставки, получится 15 млн рублей. При этом в среднем один человек совершал покупки от двух до трех раз в месяц, то есть доход компании уже на тот момент составлял порядка 45 млн рублей только с доставок, без учета ритейлерских скидок.

Другая особенность Golamago – отсутствие минимального чека и соответствие цен в приложении ценам на полках магазинов. Также в платформу встроен онлайн-чат. При необходимости заменить какой-либо из продуктов в заказе клиенту достаточно написать в чат, после чего с ним свяжется сотрудник фирмы. Каждый товар проверяется по срокам годности и упаковывается в отдельные сумки, скоропортящиеся продукты – в сумки-холодильники. Помимо частных клиентов, услугами компании пользуются владельцы кафе, ресторанов, офисов, то есть B2B-сегмент. Но наибольшей популярностью сервис все же пользуется у работающих людей с достатком выше среднего, у которых просто нет лишних двух-трех часов для поездки в магазин за продуктами.

Куда дальше

Пока что Golamago работает только в Москве и Московской области, хотя уже заключены контракты с крупнейшими сетями («Метро» и «Лента»), которые дают компании разрешение работать с их магазинами в любом городе страны. Со временем планируется начать сотрудничество с аптеками, что упростит покупку лекарств людям, которым в силу здоровья или возраста трудно передвигаться. С марта 2018-го, за время активного существования сервиса, клиентами Golamago стали более 100 тыс. человек; количество заказов растет каждую неделю, в среднем на 30%. Этому способствует таргетированная реклама, реклама в CPI-сети и другие способы маркетинга. В планах – продвижение в города-миллионники, в Сибирь и Поволжье, в Казань.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...