В Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) заявили, что через десять лет в России наступит сильная нехватка ИТ-специалистов, сообщает «Российская газета».
Эксперты ФРИИ отметили, что для разрешения будущего кадрового кризиса не хватает двух миллионов специалистов. Исследования проводились на основе выпуска студентов, динамики иммиграции и эмиграции специалистов, а также количества и качества их переобучения.
Как отметил замдиректора по образовательным проектам Фонда Вадим Малыч, на данный момент в России доля IT-специалистов составляет 2,4% от всего занятого населения, а в странах-лидерах, как США и Германия, этот процент практически вдвое больше — 4,3%.
Для разрешения проблемы необходимо, чтобы уже в этом году вузы набирали дополнительно по 40 тысяч абитуриентов. При этом следует повысить и качество обучения и будущего трудоустройства студентов. На данный момент учебные заведения выпускают по 60 тысяч специалистов, чего недостаточно для поддержания отечественной цифровой экономики.
Следует отметить, что ФРИИ уже разрабатывает проект по внедрению процессов выбора профессии в школы для того, чтобы школьники выбирали специальности в соответствии с текущими и возможными потребностями рынка труда.
На российском рынке дефицит ИТ-специалистов настолько острый, что это реально мешает выполнению многих проектов уже сегодня, отмечает директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group Светлана Гацакова.
В перспективе ситуация будет только усиливаться, уточняет она, к тому же, высвобождению рук и появлению новых специальностей будет способствовать и импортозамещение в ИТ, и начавшийся новый этап развития систем управления предприятиями, связанный с глубокими изменениями в менеджменте.
Другое дело, что нужно учитывать и ожидающее рынок перераспределение спроса.
«Часть представителей отмирающих ИТ-специальностей, пройдя переквалификацию и занимаясь самообразованием, вполне смогут выйти в новые сегменты рынка труд. Этот переток может заметно снизить нехватку по новым специальностям, — говорит Светлана Гацакова. — Этот же процесс может также смягчить нарастающее напряжение в неперспективных сегментах».
Другое дело, что на такой поворот способны далеко не все — не более 10-15% общего числа ИТ-специалистов, полагает она.
«Этот показатель можно было бы значительно повысить, если бы вузы и корпоративные учебные центры могли предложить эффективные и доступные программы переквалификации. Но сегодня они сами точно не знают, какие специальности действительно скоро понадобятся, сколько выпускников нужно готовить, какими знаниями и навыками должны овладеть учащиеся, кто и как их может этому массово научить», — резюмирует Светлана Гацакова.
Нехватка ИТ-специалистов — действительно острая проблема, согласен генеральный директор компании Аванпост Андрей Конусов, однако стоит понимать, что речь идет о высококвалифицированном персонале, способном создавать технологии автоматизации (например, те же решения IDM или PKI). Найти таких сотрудников с каждым годом всё труднее и труднее.
«В нашей компании постоянно открыто несколько десятков вакансий, соискатели есть, но их уровень оставляет желать лучшего. Это реальная общерыночная проблема — проблема качества, на нее и надо обратить самое пристальное внимание», — говорит Андрей Конусов.
При этом в крупных организациях огромное количество ИТ-специалистов на 90% загружены рутинной работой, поясняет он: например, по заявкам бизнес-подразделений они открывают новым сотрудникам доступ к нужным программам, меняют права доступа старых сотрудников и т.д.
«Сегодня всю эту работу можно сделать полностью автоматической — с помощью ИТ-системы класса IDM. Пропадут не только ошибки и задержки, но и нагрузка на персонал резко снизится», — говорит Конусов.
Сделать точный прогноз потребности в тех или иных специалистах пока сложно, поскольку ИТ-отрасли, как и другим отраслям российской экономики, приходится фактически заново осваивать деятельность по разработке новых технологий, добавляет генеральный директор компании ИВК Григорий Сизоненко.
«Крайне важно сегодня ориентировать молодых людей на решение сложных задач, — говорит Григорий Сизоненко. — Мы уже получили тысячи специалистов, которых учили лишь потреблять технологии, сделанные кем-то другим. «Специалистов», не только не умеющих создавать новое, но даже не понимающих, как устроены технологии, которыми они пользуются».
Если мы будем продолжать учить студентов на простеньких задачах, они будут множить ряды подобных скептиков — людей без государственных и личных амбиций, без стремления сделать лучшее, инновационное, прорывное, полагает эксперт.
«Поэтому нам надо готовить в первую очередь именно людей, которые будут разрабатывать технологии. А это очень сложная задача», — резюмирует Сизоненко.