ENG
Инвестклимат, Мнение, Финансы

Из системы ОМС выдавливают неудобных участников

Дмитрий Журавлев

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Миллионы россиян, застрахованные в системе ОМС, останутся без качественного лечения, без возможности защитить свои конституционные права на охрану здоровья и медицинскую помощь, в случае если Государственная Дума одобрит новый законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Илья Питалев / РИА Новости
Илья Питалев / РИА Новости

30 сентября в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Проходной, в общем-то, законопроект о бюджете ФОМС. Однако одновременно с ним депутатам предлагают пакетом принять второй законопроект, а именно — законопроект по изменению Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании». Оба законопроекта, по сообщению источников, разработаны ФОМСом.

Во-первых, существенным нарушением нормотворческой техники является отсутствие стадии публичного обсуждения этого закона-спутника «Об ОМС», минуя размещение его на официальном сайте в сети Интернет по адресу www.regulation.gov.ru. Согласно Федеральному закону № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане Российской Федерации могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов. Именно для этого данные проекты в установленном порядке должны публиковаться разработчиком на официальном сайте. Этого сделано не было.

Во-вторых, не случайно выбрано время внесения данного законопроекта в Думу. Пока все общественное внимание приковано к ковиду и все силы медицинского сообщества направлены на сдерживание второй волны инфекции, чиновники от ФОМСа канонизируют свои корпоративные интересы. Изменения в систему ОМС внесены без публичных слушаний и без обсуждений со всеми включенными в систему обязательного медицинского страхования участниками — представителями страховых организаций, медицинского и пациентского сообщества.

Внимательно следим за руками

Суть предлагаемых изменений в том, чтобы выделить для медицинских организаций федерального подчинения отдельный бюджет в системе ОМС. Кроме выделения федеральных медицинских организаций в отдельную систему финансирования в рамках ОМС, законопроект содержит еще две неожиданные новации. Во-первых, в нем ФОМС наделяется функциями страховых медицинских компаний по оплате лечения, контролю медицинской помощи и защите прав застрахованных при работе с медицинскими организациями федерального подчинения. Во-вторых, для страховых медицинских организаций, работающих в системе ОМС, резко, в 2 раза, снижается диапазон отчислений на ведение дел с сегодняшних от 1% до 2% от объема целевого финансирования до уровня с 0,5% до 1%.

Получается, одной рукой ФОМС отнимает часть функций у страховых медицинских компаний, которые он же и контролирует, и присваивает их себе, а другой — тут же снижает им возможности финансового обеспечения практически в 2 раза. При этом объем федеральных медицинских организаций от числа всех медицинских организаций, в отношении которых страховые медицинские организации несут весь спектр функций и обязанностей, составляет не более 5%, а объем финансирования урезается и на ведение дел по 95% региональных медучреждений. Хотя с 2011 года именно страховые медицинские организации в соответствии с национальным проектом «Здравоохранение» обеспечивают функционал в части защиты прав пациентов на получение качественной и своевременной медицинской помощи, их сопровождению и урегулированию споров в досудебном порядке на всей территории России.

Но в арсенале ведомства есть еще предложение обязать страховые медицинские организации представлять интересы застрахованного в суде. Попытка обязать заниматься несвойственной страховым представителям деятельностью, никак не связанной ни со страхованием, ни с медициной. Перепрофилироваться на лету и получить совершенно другую лицензию на ведение юридической деятельности.

Снижение отчислений на ведение дел, санкции и список непрофильных обязанностей — все это приведет к банкротству практически всех страховых медицинских организаций и уходу их с рынка ОМС. По сути, происходит выдавливание неудобного, всегда стоящего на стороне пациента, а не на защите ведомственного мундира участника системы ОМС из этой системы.

Следующей жертвой законопроекта станут частные медицинские организации в системе ОМС. Для их вытеснения готовится еще один законопроект, по которому медицинские организации будут входить в систему ОМС не в уведомительном, а в заявительном порядке, что окончательно добьет конкуренцию в системе ОМС.

В общем, негосударственным участникам системы ОМС Фонд недвусмысленно указывает на дверь. Это в корне подорвет инвестиционный климат в отрасли, поскольку пропадает мотивация для конкуренции между различными медицинскими учреждениями за пациента.

Медицинский передел

Фактически этим законопроектом сделано все для возврата системы ОМС к административно-распределительной модели, в которой все строится не для пациента, а для нее самой, и о неэффективности которой написано достаточно. ФОМС будет выполнять функции страховой медицинской компании в системе, которую сам и контролирует. С учетом того, что де-факто он подчиняется Министерству здравоохранения и на сегодняшний день является самым непрозрачным для общественности участником системы ОМС, о независимом контроле качества медицинской помощи можно будет забыть. О страховщике ОМС, стоящем на стороне застрахованного, а не ведомства, — тоже, о чем уже заявили представители пациентских организаций. Все, что в ОМС отстраивалось годами, может быть разрушено в очень короткий срок.

А пострадавшими от этих решений будут пациенты, которые также являются лишним элементом в административно-распределительной модели здравоохранения и права которых на выбор медицинской организации, например, этот законопроект впрямую нарушает. Передача функции защиты прав и законных интересов застрахованных лиц от страховых медицинских организаций к ФОМС затруднит получение гражданами качественных услуг в этой области за счет территориальной отдаленности. Федеральный фонд ОМС находится в Москве, что заведомо ограничит возможность личного приема застрахованных лиц, помощь в подготовке документов и подаче в досудебном порядке, тогда как страховые медицинские организации успешно осуществляют эти функции в пользу застрахованных лиц по всей территории Российской Федерации.

Передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФОМС лишает систему ОМС независимой медицинской экспертизы, что приведет к существенному снижению качества и доступности оказываемой медицинской помощи.

Чем закончится партия

Снижение качества медпомощи вызовет ответную негативную реакцию граждан, что скажется и на потребительском поведении, и на производительности труда, а в конечном счете — на качестве и продолжительности жизни россиян.

Снижение возможностей страховых медицинских организаций по ресурсосбережению средств, затрачиваемых на ОМС, приведет к их неизбежному перерасходу. Сокращение персонала страховых компаний — также рост безработицы в регионах. Для частных клиник это будет сигналом, что их включение в систему ОМС — рискованное дело.

В итоге все это не только подорвет инвестиционный климат в отрасли, но и увеличит социально-политическое напряжение. Не говоря уже о том, что принятие этого законопроекта создаст плохой прецедент в нормотворчестве.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья