В Москве состоялась встреча лидеров рынка инфраструктурных проектов России — ИнфраСаммит 2022. Участие в мероприятии приняли инвесторы, концессионеры и частные партнёры инфраструктурных проектов, представители органов исполнительной и законодательной власти, контрольно-надзорных ведомств и научного сообщества.
Участники уже четвертого ИнфраСаммита подвели итоги года, поделились планами на будущее и отметили тренды развития рынка. Многие сошлись во мнении, что 2022 год оказался непростым, но вместе с тем дающим хорошие возможности для дальнейшего развития.
«Несмотря на сложности, рынок инфраструктурных проектов демонстрирует, что его участники не потеряли веру в свои силы, — отметил президент Национальной ассоциации инвесторов и операторов инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб», управляющий партнёр Стратегической группы «Гиперион» Артур Щеглов. — Я уверен, что эта вера, государственная политика и дальнейшее совершенствование нормативной базы будут способствовать развитию инфраструктуры нашей страны».
По прогнозам экспертов в ближайшее время количество проектов ГЧП значительно увеличится. Выступая на одной из сессий, директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития РФ Александр Киревнин обратил внимание на положительную динамику развития рынка.
«В ближайшие три года мы ожидаем рост на 30% как по количеству, так и по объёму заключенных соглашений, — отметил Александр Киревнин. — В механизме концессионных соглашений инвесторы видят стабильность, которая даже в такое время позволяет принимать решения и входить в долгосрочные проекты. А перед нами стоит задача создать максимально прозрачный механизм для инвестора и публичной стороны».
Текущий год стал годом трамвайного ренессанса в России. Программа комплексного развития городского электрического общественного транспорта находится в активной фазе реализации. До конца 2022 года будут заключены концессионные проекты в первых 10 городах. Предполагаемый объём инвестиций в инфраструктурные проекты оценивается в 231 млрд рублей. Но потребность городов в современном общественном транспорте гораздо выше, требуется продление и расширение программы.
Проекты вне программы также активно развиваются. Одним из ярких примеров является линия Аэротрамвая Пулково-Шушары-Купчино в Санкт-Петербурге. По словам генерального директора реализующей проект компании «БалтНедвижСервис» Дмитрия Панкратова, начавшиеся в начале года изменения в экономике страны отразились на проекте незначительно.
«Мы изначально рассчитывали на отечественных производителей, поэтому санкции, которые начали действовать в этом году, не повлияли на наши планы, — отметил Дмитрий Панкратов. — Более того, мы рассматриваем возможность провести трамвайную линию к кампусу, который для студентов СПбГУ будет построен в Пушкинском районе Санкт-Петербурга и аэропорту Пулково. Сегодня общественным транспортом пользуется 35% из тех, кто прибывает в Пулково. Я думаю, что появление быстрого комфортабельного трамвая увеличит их количество до 50%».
Своевременной оказывается государственная поддержка. Так, инвестиции в экономику Москвы только за первую половину 2022 года превысили 1,9 триллиона рублей. По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяны Минеевой, этому способствует проактивная позиция органов власти. В октябре правительство Москвы утвердило Адресную инвестиционную программу на 2023–2025 годы. В неё вошли, в том числе, планы по строительству транспортной инфраструктуры и социальных объектов. Это 38,9 км линий и 18 станций метрополитена, 216 км автомобильных дорог, 62 детских сада и школы, 30 парков, объектов культуры и культурного наследия, 27 объектов спорта.
Москва может стать первым субъектом РФ, принявшим концепцию обеспечения доступности информации о проектах ГЧП. Сегодня Стандарт информационной открытости социально значимых инфраструктурных проектов разрабатывается «Инфраструктурным клубом».
«Мы следим за реализацией проектов ГЧП в Москве, но, к сожалению, похвалить в части оптимального уровня доступности информации можем пока только Северный дублёр Кутузовского проспекта, — отметила Татьяна Минеева. — Прогресс по остальным проектам скрыт от общественности. Считаю целесообразным разработать перечень минимальных требований к обеспечению доступности информации, как для органов власти, так и для частных инвесторов».
Очевидно, этот опыт пригодится регионам и сферам, где государство принимает меньшее участие в развитии инфраструктуры.