Главное, о чем нам всем стоит помнить, — текущий кризис, в отличие от событий 2014–2015 годов, носит мировой характер. Девальвация конца 2014 года была более локальной. Тем не менее мы можем оглянуться и посмотреть на то, что было тогда, чтобы понять, чего мы можем гарантированно ждать сейчас.
Но сначала простейшие вводные.
- Зеленый кофе (сырьё для обжарки) приобретается российскими импортёрами за валюту. В основном это доллары, в меньшей степени — евро.
- Средние и мелкие обжарщики, производящие до 100 тонн кофе в месяц, при получении оплачивают его импортёрам по курсу на день оплаты. Крупные производители могут везти кофе сами и иметь авансовые обязательства.
- Себестоимость жареного кофе в большой степени привязана к курсам валют. Доля зеленого кофе в себестоимости жареного может достигать 65%.
Что же произошло в 2015 году?
- Стоимость произведённого в России жареного кофе выросла постепенно. Некоторые обжарщики проиндексировали цены сразу, некоторые пытались сдерживать рост цен. Но из-за высокой доли зеленого кофе в себестоимости готовой продукции в конце концов все подняли цены.
- Стоимость импортного жареного кофе выросла практически сразу. Иногда можно было встретить движение вниз по качеству для компенсации роста цены. Манёвра у импортёров жареного кофе меньше, чем у производителей жареного кофе.
- Растворимый кофе я не отслеживаю, но по нему картина аналогичная: часть производится в России, часть импортируется в готовом виде.
Доля жареного кофе отечественного производства в 2017 году была вдвое выше доли импортного. Речь идёт о потреблении на российском рынке, так как часть российского производства уходит на экспорт — около 15%. По тоннажу потребление жареного и растворимого кофе в том же 2017 году было примерно равным.
Так или иначе, кофе стал дороже, и постепенно вся нагрузка была переложена на плечи потребителей. Как минимум то же самое нас ожидает и сейчас. Рубль уже потерял 30% своей стоимости. Значит, сырьё для обжарки, равно как и импортная готовая продукция, уже на 30% дороже, чем месяц назад. Длинных складов зеленого кофе у обжарщиков нет, значит, речь идёт либо о сокращении маржи, либо о подъеме цен.
Что нового нам несёт 2020 год?
- Рынок арабики (NY ICE Coffee C) находится в условиях повышенной волатильности. Изменения до 10% в течение дня стали нормой последних месяцев. Поскольку приемлемым для большинства производителей является уровень 145 центов за фунт, многие ожидают подъема рынка. Да и вроде как понижательный тренд последних нескольких лет уже переломлен. Я специально прикладываю здесь длинный график, вы легко можете посмотреть сами на более коротком таймфрейме.
То есть к эффекту девальвации может добавиться удорожание самого кофе (в данном случае речь идёт об арабике).
- Коронавирусные события вносят некоторый хаос в движение морских контейнеров, а весь кофе грузится морем в двадцатифутовых контейнерах. Если к указанным выше эффектам добавить сбои в поставках, то, скорее всего, это также приведет к удорожанию кофе и отсутствию конкретных сортов.
Что могут сделать российские производители кофе в текущей ситуации?
- Повысить цены немедленно, что сделают те, кто работает в сегменте с наименьшей наценкой либо не хочет делиться валовой прибылью.
- Повысить цены постепенно. Это уменьшит отток клиентов, но потребует от компании больших ресурсов.
- Воспользоваться ситуацией, чтобы понизить цены, как это сделали мы, зафиксировав рублёвые цены, когда ещё доллар был до 70 рублей. Это стратегия привлечения новых клиентов в кризисных условиях.