ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Как оптимизировать работу юридического департамента при помощи LegalTech

Арсен Григорьян

Арсен Григорьян

Основатель компании «Эргиус»

Кризис, с которым столкнулись компании, станет дополнительным стимулом к внедрению новых цифровых технологий. И правовая сфера не будет исключением. Уже сейчас автоматизация проникает везде: от простейших регистрационных действий до решения сложных многофакторных задач в корпоративном праве, от малого бизнеса до крупнейших госмонополий. С помощью каких LegalTech- и RegTech-сервисов бизнес сможет оптимизировать рабочие процессы?

В общепринятом понимании LegalTech — автоматизация и цифровизация юридических задач, процессов, оказание юридических услуг в электронной форме и оптимизация документооборота, в том числе с органами государственной власти. В основе большинства LegalTech-решений — анализ больших данных, стек технологий искусственного интеллекта (например, распознавание текста, машинное обучение) и облачные технологии.

Поскольку технологии в любой сфере создаются с целью оптимизации бизнес-процессов и получения прибыли, поэтому как для юридического бизнеса, так и для юристов в целом важно видеть эффекты от их внедрения. Как правило, под оптимизацией понимается прежде всего сокращение издержек. Однако сложность этого рынка заключается в том, что на практике юристам сложнее объяснить эффекты от использования цифровых решений, чем, например, финансистам и кадровикам. С другой стороны, в настоящее время существуют драйверы, которые могут ускорить и упростить процесс внедрения этих решений. Один из таких драйверов — перевод в цифру работы многих госорганов.

Теперь давайте разберемся, какие LegalTech-/RegTech-решения востребованы бизнесом сейчас, потому что упрощают повседневные задачи, снижают риски и оптимизируют в целом работу юридических подразделений.

Востребованность тех или иных решений зависит от отрасли и видов деятельности, размера предприятия (микро, малый, средний или крупный бизнес), организационно-правовой формы и места нахождения.

Любая автоматизация призвана снизить рабочие издержки, однако внедрение подобных решений должно быть продиктовано целесообразностью их встраивания в бизнес-процессы.

Итак, к наиболее популярным направлениям можно отнести:

RegTech

Оценка рисков и предотвращение нарушений

  • Проверка клиентов и контрагентов
    Идентификация и оценка благонадежности юридических лиц и ИП, идентификация и проверка подлинности личности.

Регулирование

  • Контроль соответствия нормативным требованиям (сompliance)
    Автоматическая проверка и мониторинг на соответствие требованиям законодательства.

LegalTech

Управление юридической организацией/департаментом

  • Правовой поиск и анализ данных
    Справочно-правовые и информационно-аналитические системы; анализ судебных решений и юридическое прогнозирование.
  • Управление юридической практикой
    Управление проектами, инструменты совместной работы, CRM.

Управление документами и контрактами 

  • Документооборот и отчетность
    Распознавание и перевод данных бумажных документов в электронный формат; автоматизация документооборота и отчетности.

Оказание юридических услуг

  • Цифровой юрист
    Дистанционная юридическая поддержка, роботы-юрист, конструкторы документов.
  • Управление интеллектуальной собственностью
    Решения для регистрации, отслеживания и аналитики.

Как видим, выбор конкретного LegalTech-решения — достаточно индивидуализированный процесс. Но компаниям можно порекомендовать придерживаться определенного алгоритма:

  1. Сформулировать четкие требования к системе и задачам, которые необходимо решить. Определить объем и баланс внедряемых IT-решений. Для этого можно, например, собрать информацию от внутренних и внешних пользователей/заказчиков (юридическое и бухгалтерское подразделения, руководство компании, контрагенты, госорганы и т. д.).
  2. На основании собранных данных выбрать именно то IT-решение, которое нужно вашей компании. К примеру, очевидно, что для компании, у которой относительно небольшой и типовой объем договорной работы, соответствующий конструктор может быть излишним. И наоборот, при частом взаимодействии с госорганами (а такое положение вещей характерно для большинства современных компаний) RegTech-решения станут незаменимыми.
  3. Определить надежного поставщика (разработчика) IT-решений, который закроет потребности в автоматизации. Следует учитывать, что некоторые специфические задачи не находили своего IT-решения в недавнем прошлом, но уже сейчас многие молодые компании предлагают эффективные инструменты. Поэтому рекомендуем тщательно мониторить данный рынок.
  4. Контролировать ход внедрения и эксплуатации «принятого на вооружение» LegalTech. И если вы чем-то недовольны — не забывайте давать «обратную связь»: как правило, большинство проблем можно оперативно решить, так как IT-поставщики предоставляют своим клиентам достаточно индивидуализированные и, соответственно, гибкие решения.

В заключение отметим следующее. Часто бывает, что один сервис не решает все необходимые задачи. Поэтому вместо того, чтобы искать одно идеальное решение (которого, скорее всего, нет), стоит подобрать несколько программ, дополняющих друг друга, и интегрировать их в рабочий процесс. Каждый юридический департамент имеет специфику ведения дел, поэтому, выбирая LegalTech-решения, все вышеперечисленные нюансы необходимо учитывать при оптимизации его работы.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья