• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Блокчейн

Как оценить стоимость криптовалюты?

Нарек Сираканян — бывший топ-менеджер госкомпании «Росатом», президент Freedom International Group Ltd.

Впервые передо мной встала эта задача, когда мы готовились к своему первому закрытому раунду краудфандинга по ICO одного из наших ключевых проектов «Сессия». «Сессия» — это социальная сеть нового поколения с удобным маркетплейсом, через нее можно выгодно покупать товары и услуги, получая за это бонусы и кэшбэк. В приложении «Сессия» публикует посты о ваших покупках, а друзья и даже друзья друзей, которые увидели пост и тоже совершили покупки в том же магазине, могут принести вам комиссионные, предусмотренные программой лояльности этого магазина. Как раз тогда мы анализировали, по какой цене может продаваться криптовалюта «Сессии», КИКСы. Сегодня есть такое устойчивое мнение, что стоимость должна быть доступной, и в целях маркетинга нужно выпускать максимальное количество, но тем не менее для нас это все равно не отменяло ключевой вопрос: какая должна быть реальная капитализация всех токенов?

У меня финансовое образование, я учился в Гарварде и McGill, в прошлом инвестиционный банкир, более трех лет проработал в Credit Suisse в Лондоне финансовым аналитиком, в департаменте FIG (Financial Intitutions Group), где научился создавать сложнейшие модели по оценки компаний. В наш департамент были включены банки, фонды и страховые компании, которые вызывают максимальные сложности для оценки. Все использовали стандартные DDM (Discounted Divident Model), DCF (Discounted Cash Flow Model), CMF (comparible multiple analisys) и TMV (transaction multiple analysis) для оценки компаний.

Для оценки стоимости токенов вначале я опирался именно на эти модели, в которых прекрасно ориентируюсь, но получалась лишь оценка самого проекта и стоимости акций компании. В данном случае при оценке получалось две капитализации, одна — непосредственно компании, вторая, соответственно, токенов: они также создают серьезную добавочную стоимость проекта. Тем не менее ни одна из этих формул не дала оценки самой стоимости токенов. Важно отметить, что в истории с токенами ты не являешься владельцем акций компании. Поэтому главной задачей для меня стало именно найти разумную логику оценки стоимости, чтобы она не была слишком низкой или, наоборот, завышенной. Не хотелось изобретать велосипед, поэтому я решил поработать с другими формулами.

Я взял модель DCF (Discounted Cash Flow Model), которая используется для оценки стоимости акций компании, и адаптировал ее под криптомир. Перед тем как ее адаптировать, необходимо было провести анализ — в чем состоят ограничения текущей модели для криптомира. Когда мы оцениваем стоимость компании, в результате все равно получаем ее стоимость, то есть капитализацию, а непосредственно криптовалюта добавляет компании еще одну капитализацию, то есть дополнительную добавочную стоимость. Существует определённый парадокс: он заключается в том, что капитализация криптовалюты компании выше, чем ее непосредственная стоимость, то есть в ситуации с криптовалютой у вас получается две капитализации.

Модель DCF (Discounted Cash Flow Model) оценивает именно стоимость компании и, соответственно, стоимость одной ее акции. Однако мы знаем: акциями невозможно напрямую купить продукцию компании. Существует определенный процесс.

Криптовалюта диктует другие правила игры, отличные от консервативного финансового мира: здесь можно напрямую купить своей криптовалютой продукцию своей компании. Это очень легко! Но, к сожалению, эта модель не учитывает возможности комьюнити. Если я акционер компании «Самсунг», это не значит, что я обязательно куплю себе «Самсунг» вместо «Айфона». А в мире криптовалюты сами сообщества более лояльны бренду: если бы я владел криптовалютой «Самсунга», скорее всего, при выходе новой модели воспользовался бы своей криптовалютой и выбрал новый «Самсунг» вместо «Айфона». Соответственно, DCF не учитывает силу и влияние сообщества, которое создается благодаря криптовалютам. Модель также не учитывает тот факт, что криптовалюта компании может майниться, ее количество может постоянно расти. Если сравнивать с акциями, компания имеет возможность выпустить новые, сделав SPO, Secondary Public Offering, в то в время как майнинг криптовалюты компании может быть постоянным.

Все эти нюансы я учел в своей более совершенной формуле — Community Flow Model, то есть CFM. Это не Cash, а именно Community, так как за этими комьюнити и криптоэнтузиастами на данный момент стоит этот мир.

Вклад в сообщество

В первой части, где CC (Community Flow), формула выводит и прогнозирует на неограниченное количество лет вклад в эту криптовалюту всех членов сообщества. Членами сообщества могут быть:

  • сама компания, ее менеджмент и программисты: очень часто они все получают криптовалюту своей компании как бонусы;
  • клиенты компании: покупают токены, чтобы в будущем выгоднее купить товары/услуги компании и получают их за определенные действия;
  • бизнес-партнеры компании: покупают, чтобы убрать определенные ограничения для ведения деятельности, то есть криптовалюста снимает все ограничения для ведения бизнеса, это экономия и скорость, для маленьких и средних бизнесов это важно;
  • инвесторы: покупают с целью продать дороже в будущем.

Каждый проект имеет свои критерии оценки, в данном случае — инвестиции в криптовалюту. Мы ориентировались на примере проекта «Сессии» и непосредственно криптовалюты, КИКСов. Наш прогноз строился по следующим критериям: сколько бизнесов установит себе «Сессию» и в среднем какое количество клиентов бизнеса будут пользоваться приложением. Далее мы оценили средний чек клиента и средний процент кэшбэка, который бизнес заплатит клиенту через приложение. В связи с тем, что кэшбэк можно платить только КИКСами (криптовалютой приложения), мы смогли спрогнозировать: сколько бизнес должен будет купить КИКСов, чтобы раздать своим клиентам. Это называется вклад в сообщество, много общего с cash flow, который должен прийти в компанию, но в данном случае это именно оценка: сколько криптовалюты было куплено.

Следующая важная часть формулы — Fout, то есть FLOW OUT, это означает, что будут делать с криптовалютой конкретной компании люди, которые ее получили. В нашей ситуации — клиенты, которые получают кэшбэки КИКСами, и мы можем оценить их следующие действия:

  • держать их у себя на счету для будущих покупок, то есть стать краткосрочным или долгосрочным инвестором;
  • продать их;
  • потратить их;
  • обменять на другую криптовалюту.

Любое из этих действий влияет на предложение и спрос самой криптовалюты. Значит, влияет и на ее стоимость, что было крайне важно учесть в формуле. В случае, если члены сообщества, которые получают криптовалюту, сохраняют ее, это хороший сигнал: они хорошо понимают проект. И что в дальнейшем может положительно влиять на оценку криптовалюты и корректировать ставку дисконтирования (уменьшать ее), так как это сигнал, что денежный поток в криптовалюту более чем надежный.

Сама формула очень проста. Мы прогнозируем, сколько из купленных КИКСов будет продано в среднем в год. Ставка дисконтирования нам нужна, чтобы понять, сколько на сегодня стоит будущий поток в криптовалюту.

У модели DCF есть CAPM (Capital Asset Pricing Model). Я ее переформулировал для криптооценки в CAPM (Crypto Asset Pricing Model). Формула в целом осталась такой же, только вместо того, чтобы брать доходность рынка как S&P 500, например, как принято, мы сравниваем с доходностью рынка криптовалют. Соответственно, берем рынок Bitcoin и Ethereum, так как они в целом составляют более 70% крипторынка.

Используя формулу, мы лучше смогли сформулировать наши прогнозы для клиентов и криптоинвесторов. Более того, мы дали им возможность самим попробовать построить свои собственные прогнозы и реально оценить потенциальную стоимость нашей криптовалюты.

Наша формула выдала теоретическую стоимость 1 КИКСа в размере $86 через год после запуска на бирже. В то время, когда стартовали продажи в первом закрытом раунде, стоимость 1 КИКСа, по которой мы продавали, была равна 70 центов, то есть рост может быть очень впечатляющим, если команда справится со своими заявлениями в White Paper.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»