• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Инвестиции, Мнение, Стартапы

Как привлечь 200 млн в стартап?

Олег Мансуров – генеральный директор компании «Актум»

В конце мая компания «Актум» подписала соглашение о привлечении инвестиций в размере 200 млн рублей от компании «Лаборатория ИПИ». С помощью этих средств компания будет развивать цифровую платформу для проведения хакатонов. Ниже – 5 советов о том, как привлечь в стартап столь значимые суммы.

Привлекательный рынок

Главный привлекательный момент для инвестора – сильная энергетика больших денег на рынке, в который он вкладывает. Российский рынок так называемых хакатонов (от англ. hackaton: hack – «взламывать» и marathon – «марафон») – мероприятий, во время которых специалисты из разных областей соревнуются в решении проблемы или выполнении какого-то задания, бурно растет. Если раньше хакатон воспринимался больше как развлечение или часть учебного процесса, то сейчас представители бизнеса поняли, что такие соревнования – эффективный способ найти качественное решение какой-то проблемы, а также возможность подобрать квалифицированные кадры. К хакатонам сейчас обращаются почти все крупные российские компании, такие как «Мегафон», «Росатом», «Сбербанк». Подобные соревнования проводят даже крупные государственные органы. Соответственно, хакатоны становятся привлекательным бизнесом. Не случайно, например, о выходе на этот рынок в России недавно объявила китайская компания Alibaba. Будущее хакатонов связано как с их географическим, так и тематическим расширением. Если раньше такие соревнования проводились преимущественно среди ИТ-специалистов, то в будущем технологические состязания будут носить междисциплинарный характер, то есть в них начнут участвовать специалисты из самых разных отраслей. Именно такую направленность имеет наша новая цифровая платформа, в развитие которой 200 млн руб. вкладывает «Лаборатория ИПИ». Когда мы искали инвестора в проект, то ощущали большой интерес со стороны разного рода инвестиционных компаний. Но не всякий инвестор готов вложить значимые средства даже в самый перспективный проект.

Здесь одно из главных условий – одинаковый взгляд на будущее вашего бизнеса. Стартап должен четко формулировать видение рынка, иметь понимание, как он будет развиваться и какое место на нем займет. В нашем случае инвестор полностью разделяет наше видение и согласен с нашей стратегией. Во многом благодаря этому мы подписали инвестиционное соглашение. Хотя нельзя сказать, что переговоры шли просто: в нашем случае они продолжались около четырех месяцев.

Командная игра

Не зря говорят, что кадры решают всё. Эта истина особенно справедлива в отношении стартапа. Инвестору всегда очень важно, из кого состоит ваша команда, какой опыт и бэкграунд имеют сотрудники. Именно поэтому к нам присматривались довольно долго, инвестор тщательно анализировал навыки наших сотрудников. Для тех кто вкладывает деньги в бизнес, очень важно наличие не только идеи, но и трудового коллектива, который способен идею реализовать. Так что в ходе переговоров с инвестором важно правильно подчеркивать и позиционировать высокие профессиональные навыки своих сотрудников. Тот факт, что наша команда уже работает совместно четыре года, тоже сыграл значительную роль.

Что-то уже должно реально работать

Помимо идеи, кадров и стратегии инвестиционной компании важно убедиться в том, что ваша компания имеет определенный опыт работы на рынке. Желательно, чтобы она уже генерировала выручку, имела пусть небольшой, но устойчивый круг клиентов. Тем самым компания подтверждает свою жизнеспособность. В нашем случае мы предлагали не просто идею проекта, у нас уже были протестированы ключевые бизнес-схемы и модели, произошла «химия продаж», имелись клиенты и выручка, с помощью которой мы покрывали свои операционные затраты. Во многом нам помогло то, что некоторые партнеры инвестора были нашими клиентами, которые остались довольны совместной работой. В частности, на одном из организованных нами хакатонов в качестве учредителя номинации выступил партнер «Лаборатории ИПИ» – разработчик платформы блокчейн-приложений Apla. За два дня участники хакатона нашли уязвимости и предложили новые структурные и функциональные изменения решения, которыми клиент остался очень доволен. Таким образом, наш опыт позволяет утверждать, что инвестиции более охотно осуществляются в уже действующий проект, который, пусть даже на небольшом примере, может показать свою эффективность. На основе уже работающего механизма инвестор лучше представляет, как расширять продуктовую линейку, делать продукт более разнообразным, привлекать новую клиентуру.

Сообщество вокруг проекта

В немалой степени способствует привлечению инвестиций в проект и сформировавшееся вокруг него сообщество. Если компании удается собрать вокруг себя пусть не прямых клиентов своих услуг, но хотя бы широкий круг людей, которые проявляют к ней интерес, это будет звучать веским аргументом в пользу вложения денег в такой проект. В нашем случае хакатоны – это захватывающий соревновательный процесс, и нам удалось сформировать большой круг потенциальных участников мероприятий такого рода. У нас есть лояльные бренду люди, которые разделяют наши ценности и транслируют наши идеи в своем круге общения. Все это было очевидно для инвестора и сыграло свою положительную роль.

Быть в тренде

Наконец, для привлечения инвестиций важно, чтобы компания была в технологическом тренде. Согласно исследованию RB Partners Group, только за последний год объем венчурных инвестиций в России вырос более чем в три раза: с 229 млн долларов в 2016 г. до 729 млн долларов в 2017 г. При этом вложения активнее всего осуществляются в направления, связанные с созданием цифровых платформ, технологиями блокчейна, а также сферой недвижимости. Наш проект идеально вписывается в общий тренд развития цифровых платформ. Многие убеждены, что в будущем они будут замещать собой классические бизнес-процессы, так как снижают транзакционные издержки, убирая посредников и уменьшая стоимость тех или иных услуг. В нашем случае это поиск специалистов, работы, решений и знаний, наконец, поиск интересных проектов и их финансирования. Также в будущем наша платформа станет аккумулировать большие объемы данных, которые можно различными способами монетизировать. Словом, перспективный тренд на создание цифровых платформ в ближайшем времени может дать хорошую отдачу, и инвесторы это понимают.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»