Китайский рынок выездного туризма переживает настоящую революцию. Жители Поднебесной, еще совсем недавно желавшие путешествовать по миру только организованными группами и посещать «открыточные» достопримечательности, скупая традиционные сувениры, больше не интересуются стандартными турпакетами. Китайцы становятся одними из самых сложных клиентов для туристических компаний, потому что значительная их часть теперь желает путешествовать самостоятельно и получать уникальные впечатления, полностью погружаясь в быт других городов и стран.
© lana1501 / Фотобанк Лори
Раньше продать путевку китайскому туристу было проще простого: достаточно было опубликовать стандартное предложение на туристическом сайте. Теперь же пакетные туры из Китая становятся все менее востребованными. «Желание опытных китайских путешественников увидеть реальные страны и их природу становится все сильнее», — поясняет Вольфганг Арльт, директор Китайского научно-исследовательского института выездного туризма.
По данным Китайской национальной туристской администрации, число китайских туристов, выехавших за рубеж в 2015 году, уже достигло 117 миллионов. И значительная их часть высказала желание «путешествовать и жить, как местные жители».
Как отмечают западные эксперты, теперь, чтобы привлечь богатых китайцев, туркомпаниям нужно избегать маркетинговых стереотипов. Китайцы больше не интересуются только шоппингом и не хотят за границей есть традиционную китайскую еду. Противостоять этим тенденциям невозможно: число туристов из этой страны является не только самым внушительным, но еще и самым быстрорастущим.
По данным Всемирной туристской организации ООН, во всем мире число международных туристских прибытий выросло с 25 миллионов человек в 1950 году до 1,1 млрд в 2015 году, и, по прогнозам, к 2030 году эта величина достигнет 1,8 млрд. Ожидается, что за ближайшие 14 лет количество путешественников увеличится на 700 миллионов. Причем увеличение это будет происходить в основном за счет туристов из Китая.
Такие впечатляющие прогнозы, как и следовало ожидать, заставили западных маркетологов заняться серьезным изучением китайской туристической аудитории, чтобы понять, что именно интересно этой публике за рубежом и как можно привлечь ее внимание к отдельным городам и территориям.
Итоги многочисленных исследований показали, что сейчас туристический поток, исходящий из Китая, становится менее однородным, более сложным, более зрелым и более сегментированным. Мотивы этих путешественников все чаще включают в себя желание погрузиться в образ жизни новой страны. Эта потребность становится уже неотъемлемой частью стремления состоятельных китайцев «увидеть мир».
Недавний опрос более 11 тысяч китайских туристов показал, что 76% из них считает поездки за рубеж важным способом улучшения качества своей жизни. В среднем один китайский турист совершает за свою жизнь лишь пять зарубежных поездок, и те регионы, которые желают привлечь к себе эту аудиторию, должны всегда помнить о том, что второго шанса произвести хорошее впечатление на китайцев у них может и не быть.
Кроме того, такой подход показывает, что китайский рынок выездного туризма развивается в соответствии с западными традициями и предпочтениями. Эта тенденция будет усиливаться по мере того, как нынешняя китайская молодежь достигнет зрелого возраста и станет достаточно платежеспособной для совершения заграничных турне.
Эксперты уверены, что с течением времени китайцы будут все реже приобретать готовые турпакеты, предпочитая ездить по миру самостоятельно и независимо от организованных групп. В ответ на это предпринимателям, работающим в сфере гостеприимства, необходимо уже сейчас разрабатывать новые типы туристических направлений и продуктов специально для китайских путешественников.
Все это открывает большие перспективы для развития тематического туризма, ориентированного, например, на поездки по местам исторических событий, на знакомство с определенными видами искусств, на гастрономические экскурсии или же на посещение уникальных природных объектов.
Россия тоже вполне способна стать для китайцев своеобразной «туристической Меккой». В нашей стране располагается большое количество природных парков и заповедных территорий, в том числе входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и каждый из этих объектов хотя бы частично доступен для посещения туристами. Но, к сожалению, традиционная для нашей страны проблема транспортной доступности зачастую не позволяет этим заповедникам развивать туризм на своей территории.
Однако если решение этой проблемы войдет в число приоритетных задач развития регионов, то не исключено, что уже в обозримом будущем региональные бюджеты смогут почувствовать положительный эффект от предпринятых мер и начнут наполняться за счет миллионов туристов, едущих сюда прямиком из Поднебесной.
Автор: Николай Колесников