ENG
Мнение, Финансы

Как распознать дебитора, который не заплатит

Ситуация, когда компания оказывает услугу или отгружает товар по договору, но оплату за работу не получает в срок, ― обычное дело для российской бизнес-реальности. Более того, часто можно встретить контрагентов, которые умышленно затягивают оплату, стараясь таким образом увеличить оборотные средства компании.

Как распознать дебитора, который не заплатит

Дебиторы-мошенники: на что обратить внимание

Всегда имейте ввиду возможность обычного мошенничества. Например, часто для отъема денег у доверчивых компаний используют фирмы-однодневки. Российские аналитические системы (например, Rescore и его категория и оценка вероятности банкротства) на основе разных показателей проверяют, насколько компания подозрительна и какова вероятность ее создания для серых схем. Проверять компании перед тем, как начинаешь с ними работать, действительно важно.

Признаки того, что компания может являться технической и должны вас насторожить, следующие: у директора или владельца несколько компаний, расположенных в разных уголках страны, массовый адрес регистрации компании, телефон компании используется несколькими юрлицами, компания не публикует отчётность, не оформляет лицензий, не заключает госконтрактов, не нанимает персонал и прочие признаки финансово-хозяйственной деятельности.

Чтобы провести грамотный анализ, нужен опыт и знания. Например, можно заметить, что в одном месте зарегистрировано несколько десятков компаний. На первый взгляд это странно и настораживает проверяющего. Первая мысль: мы имеем дело с адресом массовой регистрации. На практике может оказаться, что в небольшом городе, в котором мы плохо ориентируемся, по этому адресу расположен завод, и мы видим в том числе его дочерние предприятия. Либо по финансовой отчётности мы видим весьма слабую компанию с отрицательной прибылью и вот уже думаем поставить на ней крест, но заглянув в лицензии, видим, к примеру, лицензию на разработку какого-либо месторождения, которую можно оценить, и понять, что ценность компании с такой лицензией весьма высока.

Предлагаем рассмотреть несколько признаков, по которым можно оценить риск возникновения проблем с долгами.

1. Организация состоит в реестре должников.

Если организация состоит в реестрах должников (на сайтах Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Торгово-промышленной палаты и т. д.). Соответствие контрагента этому признаку ― сигнал к отказу от сотрудничества с ним.

2. Иски поставщиков.

На сайте арбитражных судов можно проверить, есть ли у юридического лица текущие судебные тяжбы, а также посмотреть, были ли они в прошлом. Чтобы получить информацию, можно воспользоваться разделами «Банк решений арбитражных судов», «Картотека арбитражных дел», «Календарь судебных заседаний арбитражных судов».

Проанализируйте решения судов по делам, в которых контрагент выступал в качестве ответчика за последние один-два года.

3. Банкротство.

На сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве можно проверить, не возбуждены ли против компании дела о банкротстве.

4. Информация о реорганизации.

Узнать о предстоящих изменениях в компании можно на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве и в «Вестнике государственной регистрации». В последнем можно также получить сведения о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ.

5. Чрезмерная долговая нагрузка.

Кредитную историю компании можно запросить, если она дала на это согласие. В кредитных бюро хранятся данные о сотнях юридических лиц и миллионах граждан (крупнейшие бюро: «Объединенное кредитное бюро», «Национальное бюро кредитных историй ― НБКИ и «Эквифакс»). Там можно получить детальную информацию об обязательствах заемщика: о том, какие кредиты у него есть сейчас, а какие кредиты ― уже закрыты, получить данные по непогашенному остатку, о том, вовремя ли вносится оплата. Если вы работаете с ИП, его тоже есть смысл проверить так, как и крупные компании.

6. Вероятность банкротства компании и категория

Вероятность банкротства компании в течение года от текущего момента рассчитывает сервис Rescore. С компаниями, у которых вероятность более 50%, не стоит заключать долгосрочные договорные отношения и лучше работать по предоплате. А одна из 5 категорий ответит на вопрос, является ли контрагент благонадёжным, где 1 категория — компания без финансовых проблем и благонадёжный контрагент, а 5 категория — брошенная, банкротная или техническая компания. Данный продукт особенно полезен компаниям без большого штата аналитиков.

7. Связь с бизнесом, который находится в зоне риска.

Бывает, что компания, благополучная на первый взгляд, связана с другой компанией, которая по разным причинам может быть проблемной. Пример: бизнес успешен, но не является основным; тем временем основной переживает кризис, и собственник жертвует менее приоритетной компанией, чтобы удержать на плаву крупную и закрыть финансовые прорехи. Важно проанализировать не только самого контрагента, но и аффилированные ему компании. Как минимум вы можете увидеть прецеденты банкротства в группе, что должно вас насторожить — если в группе уже проходили банкротства, велика вероятность, что бенефициар захочет повторить такую схему ухода от требований кредиторов.

На что еще обратить внимание:

  • Срок работы компании. Например, считается, что первые шесть месяцев с момента регистрации организации ― самые опасные.
  • Постоянство работы директора. Смена директора нередко бывает первым шагом к «сливу» организации.
  • Отзывы других контрагентов. Найдите отзывы в интернете или свяжитесь по телефону с поставщиком услуг анализируемой компании (например, заглянув в картотеку арбитражного суда).
  • Негативные сообщения в прессе. Проверяйте, что пишут о вашем контрагенте в Сети.
  • Прекращения в одностороннем порядке государственных контрактов (если такие есть).
  • Судебные иски от МФО, лизинговых компаний, банков.
  • Прекращение значимых для работы компании лицензий, сертификатов.

Подведем итоги.

Прежде чем начать работать с клиентом, проведите проверку

Соберите всю доступную информацию, оцените деловую репутацию. Это можно сделать самостоятельно или отдать на аутсорс. Профессиональные аналитики используют данные не только из открытых источников, но и проверяют юридические лица через специализированные системы Rescore, SELDON, casebook, СПАРК, «Контур.Фокус».

Чтобы свести риски к минимуму, всегда старайтесь копнуть глубже

Стоит изучить арбитражные дела дебитора ― не только за последний год, но и за более долгий период времени. Не лишним будет поставить компанию на мониторинг — регулярно отслеживать контрагента, чтобы своевременно среагировать на негативные изменения. К проверке стоит подключить юристов, которые проверят легитимность подписи и печати.

Если после всех проверок остаются сомнения, есть смысл связаться с контрагентами клиента/дебитора, чтобы узнать про взаимоотношения из первых уст

Грамотная и детальная аналитика стоит немало, но без нее компания рискует еще большими деньгами.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья