ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Финансы

Как распознать дебитора, который не заплатит

Михаил Кирсанов

Михаил Кирсанов

Руководитель департамента аналитики ФК «Содружество»

Ситуация, когда компания оказывает услугу или отгружает товар по договору, но оплату за работу не получает в срок, ― обычное дело для российской бизнес-реальности. Более того, часто можно встретить контрагентов, которые умышленно затягивают оплату, стараясь таким образом увеличить оборотные средства компании.

Как распознать дебитора, который не заплатит

Дебиторы-мошенники: на что обратить внимание

Всегда имейте ввиду возможность обычного мошенничества. Например, часто для отъема денег у доверчивых компаний используют фирмы-однодневки. Российские аналитические системы (например, Rescore и его категория и оценка вероятности банкротства) на основе разных показателей проверяют, насколько компания подозрительна и какова вероятность ее создания для серых схем. Проверять компании перед тем, как начинаешь с ними работать, действительно важно.

Признаки того, что компания может являться технической и должны вас насторожить, следующие: у директора или владельца несколько компаний, расположенных в разных уголках страны, массовый адрес регистрации компании, телефон компании используется несколькими юрлицами, компания не публикует отчётность, не оформляет лицензий, не заключает госконтрактов, не нанимает персонал и прочие признаки финансово-хозяйственной деятельности.

Чтобы провести грамотный анализ, нужен опыт и знания. Например, можно заметить, что в одном месте зарегистрировано несколько десятков компаний. На первый взгляд это странно и настораживает проверяющего. Первая мысль: мы имеем дело с адресом массовой регистрации. На практике может оказаться, что в небольшом городе, в котором мы плохо ориентируемся, по этому адресу расположен завод, и мы видим в том числе его дочерние предприятия. Либо по финансовой отчётности мы видим весьма слабую компанию с отрицательной прибылью и вот уже думаем поставить на ней крест, но заглянув в лицензии, видим, к примеру, лицензию на разработку какого-либо месторождения, которую можно оценить, и понять, что ценность компании с такой лицензией весьма высока.

Предлагаем рассмотреть несколько признаков, по которым можно оценить риск возникновения проблем с долгами.

1. Организация состоит в реестре должников.

Если организация состоит в реестрах должников (на сайтах Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Торгово-промышленной палаты и т. д.). Соответствие контрагента этому признаку ― сигнал к отказу от сотрудничества с ним.

2. Иски поставщиков.

На сайте арбитражных судов можно проверить, есть ли у юридического лица текущие судебные тяжбы, а также посмотреть, были ли они в прошлом. Чтобы получить информацию, можно воспользоваться разделами «Банк решений арбитражных судов», «Картотека арбитражных дел», «Календарь судебных заседаний арбитражных судов».

Проанализируйте решения судов по делам, в которых контрагент выступал в качестве ответчика за последние один-два года.

3. Банкротство.

На сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве можно проверить, не возбуждены ли против компании дела о банкротстве.

4. Информация о реорганизации.

Узнать о предстоящих изменениях в компании можно на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве и в «Вестнике государственной регистрации». В последнем можно также получить сведения о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ.

5. Чрезмерная долговая нагрузка.

Кредитную историю компании можно запросить, если она дала на это согласие. В кредитных бюро хранятся данные о сотнях юридических лиц и миллионах граждан (крупнейшие бюро: «Объединенное кредитное бюро», «Национальное бюро кредитных историй ― НБКИ и «Эквифакс»). Там можно получить детальную информацию об обязательствах заемщика: о том, какие кредиты у него есть сейчас, а какие кредиты ― уже закрыты, получить данные по непогашенному остатку, о том, вовремя ли вносится оплата. Если вы работаете с ИП, его тоже есть смысл проверить так, как и крупные компании.

6. Вероятность банкротства компании и категория

Вероятность банкротства компании в течение года от текущего момента рассчитывает сервис Rescore. С компаниями, у которых вероятность более 50%, не стоит заключать долгосрочные договорные отношения и лучше работать по предоплате. А одна из 5 категорий ответит на вопрос, является ли контрагент благонадёжным, где 1 категория — компания без финансовых проблем и благонадёжный контрагент, а 5 категория — брошенная, банкротная или техническая компания. Данный продукт особенно полезен компаниям без большого штата аналитиков.

7. Связь с бизнесом, который находится в зоне риска.

Бывает, что компания, благополучная на первый взгляд, связана с другой компанией, которая по разным причинам может быть проблемной. Пример: бизнес успешен, но не является основным; тем временем основной переживает кризис, и собственник жертвует менее приоритетной компанией, чтобы удержать на плаву крупную и закрыть финансовые прорехи. Важно проанализировать не только самого контрагента, но и аффилированные ему компании. Как минимум вы можете увидеть прецеденты банкротства в группе, что должно вас насторожить — если в группе уже проходили банкротства, велика вероятность, что бенефициар захочет повторить такую схему ухода от требований кредиторов.

На что еще обратить внимание:

  • Срок работы компании. Например, считается, что первые шесть месяцев с момента регистрации организации ― самые опасные.
  • Постоянство работы директора. Смена директора нередко бывает первым шагом к «сливу» организации.
  • Отзывы других контрагентов. Найдите отзывы в интернете или свяжитесь по телефону с поставщиком услуг анализируемой компании (например, заглянув в картотеку арбитражного суда).
  • Негативные сообщения в прессе. Проверяйте, что пишут о вашем контрагенте в Сети.
  • Прекращения в одностороннем порядке государственных контрактов (если такие есть).
  • Судебные иски от МФО, лизинговых компаний, банков.
  • Прекращение значимых для работы компании лицензий, сертификатов.

Подведем итоги.

Прежде чем начать работать с клиентом, проведите проверку

Соберите всю доступную информацию, оцените деловую репутацию. Это можно сделать самостоятельно или отдать на аутсорс. Профессиональные аналитики используют данные не только из открытых источников, но и проверяют юридические лица через специализированные системы Rescore, SELDON, casebook, СПАРК, «Контур.Фокус».

Чтобы свести риски к минимуму, всегда старайтесь копнуть глубже

Стоит изучить арбитражные дела дебитора ― не только за последний год, но и за более долгий период времени. Не лишним будет поставить компанию на мониторинг — регулярно отслеживать контрагента, чтобы своевременно среагировать на негативные изменения. К проверке стоит подключить юристов, которые проверят легитимность подписи и печати.

Если после всех проверок остаются сомнения, есть смысл связаться с контрагентами клиента/дебитора, чтобы узнать про взаимоотношения из первых уст

Грамотная и детальная аналитика стоит немало, но без нее компания рискует еще большими деньгами.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья