ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Как разделить доли в бизнесе с другом и почему концепция 50/50 — это провал?

Бизнес-партнёрство с давним другим имеет множество преимуществ: открытый обмен идеями, взаимоподдержка, схожие взгляды на ведение бизнеса и управление персоналом. Однако когда дело доходит до распределения финансов, предприятие, как и дружба, может потерпеть множество неудач. Алексей Хахин, учредитель группы компаний «ЦХМ», и Андрей Поликарпов, совладелец детской хоккейной школы «Львы ЦХМ», рассказали о трёх шагах, которые помогут избежать конфликтов при распределении долей.

Фото: depositphotos.com

Шаг №1: разбираемся в терминах

Доля в бизнесе — это отношение между вложениями, которые партнеры вносят в свой бизнес, и процентом прибыли, который они получают. Размер доли определяется суммой денежных и человеческих ресурсов, вложенных в бизнес.

С течением времени доли могут быть перераспределены, например, если вклад в бизнес одного из партнеров является недооцененным. На практике: оба партнёра вложили денежные ресурсы в развитие бизнеса, но один — в оборудование, а второй — в организацию и контроль производства. Изначальное доли распределены в соотношении 70/30, но с течением времени вклад одного из партнеров стал более значительным: он разработал уникальные методики сбыта и привел предприятие к лидерству на рынке, следовательно, вопрос о распределении долей требует пересмотра. Такая ситуация может возникнуть на любом этапе развития бизнеса, однако ее можно избежать при ответственном подходе к распределению долей на этапе возникновения компании.

Шаг №2: отойти от концепции равных долей 

Большинство бизнес-партнеров, открывающих предприятие или стартап, распределяют доли по системе 50/50. Однако такой подход — одна из главных ошибок при ведении бизнеса. Спустя время, концепции бизнес-партнеров могут разойтись, предприниматели — крупно поссориться, а бизнес — потерпеть убытки. В таком случае возникнет deadlock — конфликтная ситуация, при которой учредители юридического лица, каждый из которых обладает 50%-й долей в уставном капитале, не могут договориться между собой. Могут быть и другие проблемы:

  • Компания нуждается в новом директоре, однако первый предприниматель — «за», а второй — «против». Единственным выходом из ситуации будет уступка одного из партнеров другому, однако на время, пока предприниматели дискутируют, полномочия директора фактически будут заморожены, что напрямую повлияет на работу бизнеса.
  • Компания получает предложение о крупной сделке, сумма которой составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Но ситуация повторилась, и партнёры снова не сходятся во мнениях: выгодное это предложение или же оно понесет убытки. В результате решение не может быть принято, потому что доли распределены поровну.

Однако если распределение финансов в равной доле является принципиальным для партнеров моментом, выходом станет корпоративный договор. Благодаря ему главы компании могут определить решения подобных ситуаций, например:

  • проведение повторного голосования;
  • привлечение третьего лица, имеющего решающий голос;
  • выкуп доли одним из партнеров.

Шаг №3: определите обязанности каждого предпринимателя

Важным аспектом в процессе распределения долей является выявление областей компетенций у каждого партнёра. Необходимо четко определить обязанности, зоны ответственности и сильные стороны предпринимателей. Например, в нашем случае, Алексей — эксперт в области строительства объектов, а Андрей — в сфере финансов, поэтому и доли распределены соответственно.

Грамотно разделить доли помогает объективная оценка объема ресурсов, вложенных в бизнес каждым из партнеров. Существует несколько ценных капиталов, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия:

  • человеческий — бизнес-компетенции, экспертиза, опыт работы;
  • социальный — базы клиентов, налаженная коммуникация с проверенными поставщиками, связи;
  • экономический — финансовые ресурсы, интеллектуальная собственность, имущество.

При анализе вложенных ресурсов распределить доли между партнерами намного легче — достаточно будет, если процентная разница между долями партнеров будет составлять 3–5%. Главный совет — перманентное обсуждение. Не стоит откладывать вопрос разделения долей в долгий ящик или замалчивать ощущение несправедливости, если один из партнеров не согласен с итогом — это приведёт к конфликтам в будущем.

Коротко о главном

  • Концепция равного распределения долей (50/50) может привести к deadlock — конфликтной ситуации, при которой учредители не имеют возможности прийти к единому мнению.
  • Если разделение долей поровну — это принципиальный момент для партнеров, выходом станет корпоративный договор.
  • Выявите области компетенций и зоны ответственности каждого из партнеров.
  • Объективно оцените ресурсы, вложенные каждым из партнеров.
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья