ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Как российский digital-рынок преодолевает хаос в сфере коммуникаций и что сейчас в тренде

Елена Сливко-Кольчик

Елена Сливко-Кольчик

Коммерческий директор Webinar Group

В 2022 году на отечественном рынке остро встал вопрос об импортозамещении сервисов для видео-конференц-связи. Бизнес мигрирует на отечественные системы очень быстро: по данным аналитиков Big Data МТС, в 2022 году мобильный трафик зарубежных платформ упал на 19% по сравнению с 2021 годом, а российских — вырос на 41%. В какой точке сейчас находится импортозамещение ВКС-сервисов, каковы тренды и барьеры, отдаляющие полную независимость от зарубежных решений?

Импортозамещение в России в 2023 году

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в большинстве отраслей российской экономики за последние годы произошел рост обеспеченности отечественной продукцией, наиболее существенный — в машиностроении для пищевой промышленности, сельскохозяйственном и тяжелом машиностроении. Наиболее высокий уровень применения отечественной продукции — в промышленности стройматериалов (96%), транспортном машиностроении (92%) и в черной металлургии (90%), наименьший — в станкоинструментальной промышленности (24%), фармацевтической промышленности (35%) и в индустрии детских товаров (31%). В целом уровень зависимости промышленности России от импорта составляет всего 39%, что соответствует показателям Колумбии, США и Индии.

В digital-сфере однозначно оценить уровень импортозамещения в данный момент невозможно, потому что показатель находится в динамике. Однако ИТ-продукты отечественного производства все чаще попадают в топ пользовательских оценок и удовлетворяют все больше потребностей бизнеса. Заменить западные аналоги оказалось нелегко, но возможно.

Что касается программного обеспечения для видео-конференц-связи, уход привычных для пользователей решений в 2022 году стал вызовом для отечественных компаний. Поиск удобного российского сервиса для онлайн-коммуникаций оказался непростой задачей: одни продукты подходят только для видеовстреч, другие — для проведения вебинаров, третьи позволяют создавать групповые чаты, но не звонить или проводить конференции. Бизнес нуждается в комплексном решении, но пока не может одномоментно его получить.

Импортонезависимость в digital и бизнес-коммуникациях: основные барьеры

ИТ-эксперты видят главные сложности импортозамещения digital-продуктов в следующем:

  • острый дефицит кадров; для подготовки ПО не хватает разработчиков, аналитиков, методологов, часто даже на портале с тысячами резюме сложно найти подходящего специалиста;
  • нет единых отраслевых стандартов в области разработки;
  • отсутствие российских разработок для решения ряда локальных задач, например в области интегрированных сетей передачи данных и обеспечения безопасной разработки;
  • есть внешняя потребность быстро и единовременно заменить множество зарубежных площадок на том же уровне, которого западные компании добивались годами;

Все это применимо и к рынку цифровых платформ для бизнес-коммуникации. Однако с точки зрения бизнеса главная сложность здесь — это отсутствие комплексных отечественных решений, способных решить все задачи делового общения в онлайне. Найти российский сервис для видеосвязи несложно — но далеко не во всех случаях он будет способен полноценно удовлетворять все запросы пользователей. Чтобы платформа улучшала рабочие процессы, а не утяжеляла их, разработчикам необходимо предоставлять бизнесу полный комплект услуг в единой экосистеме.

Другими словами, российским компаниям недостаточно будет просто получить аналог Zoom. Онлайн-встречи, которые можно посетить с разных устройств, возможности командной работы онлайн, телефония, мессенджер, поддержка API, SDK, интеграция с почтовыми клиентами, CRM, контакт-центры и «админка» — все это должно предоставляться «в одном окне». Таким образом, заказчик получает не набор отдельных, пусть удобных, но трудно сочетающихся между собой инструментов, а полноценную платформу унифицированных коммуникаций (UCaaS-решение). Использование такого продукта способно принести ощутимые бизнес-результаты.

Отечественные разработчики находятся на пути к созданию такой консолидированной платформы. Предложения уже начинают появляться, скоро российские компании смогут использовать коммуникационные экосистемы.

Иметь в виду тренд на экосистемность стоит не только создателям коммуникационных платформ, но и другим разработчикам. Это даст толчок к быстрому развитию отечественного импортозамещения в digital-сфере и повысит лояльность аудитории к российскому программному обеспечению.

Со своей стороны бизнес должен предусматривать, что переход на отечественное программное обеспечение — это не разовая акция, а системный процесс, который должен стать частью долгосрочной стратегии организации. С другой стороны, российские ИТ-решения могут стать залогом успешной реализации этой стратегии.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья