ENG
Добавить в избранное
В мире

Как российскому бизнесу открыть рынки Африки?

Шестьдесят две африканские страны для России — исторический рынок сбыта. Политика межконтинентальной дружбы началась с 1960-х годов. Тогда Советский Союз начал развивать экономические связи с Африкой. Сейчас же, шестьдесят лет спустя, мировые таблоиды окрестили континент «Новым Китаем» и наперебой рассказывают о многомиллиардных инвестициях в регион. Почему именно сейчас российскому бизнесу важно и нужно успеть занять свою долю рынка, рассказали аналитики компании «Металворк», которая готовится к открытию собственного представительства в Нигерии — первой экономики континента.

Абуджа, Нигерия. Фото: Ovinuchi Ejiohuo / Unsplash

Почему «идти» в Африку — самое время и кто уже занял там нишу?

Экономическое наращивание в этот регион мировые транснациональные корпорации начали около десяти лет назад. Google и Amazon стали одними из первых. Активно в инфраструктуру континента инвестируют и китайские корпорации. При этом самый быстрорастущий рынок мира далек от насыщения. Свои представительства там открывают и крупные российские компании, в основном из сфер энергетики, горной отрасли и тяжелой промышленности. Однако малому и среднему бизнесу тоже есть, что предложить. На континенте, например, огромный спрос на продукты питания. Местные жители до половины своего дохода тратят на еду. Население континента довольно молодо — от 20 до 30 лет. И более половины из них оцениваются африкановедами, экономистами и аналитиками как «зажиточный класс». То есть львиная доля жителей целого континента имеют возможности и желание тратить деньги на вкусную и полезную еду, косметику и множество других товаров для комфортной жизни. И более того, потенциальные потребители обычно лояльны даже к незнакомым брендам и готовы к экспериментам.

Российские бренды могут зайти на континент самостоятельно, но проще и безопаснее сделать это через торговое представительство. Особенно это важно в разрезе текущей экономической ситуации, ведь новый рынок — это еще и антикризисный драйвер для любого производства.

Прогнозы же по приросту населения в Африке делают рынок сбыта на этом континенте сверхпривлекательным. К середине века ученые ожидают прирост населения до 2 млрд человек, а к 2100 году — свыше 4 млрд человек. Это будет крупнейший, по численности населения, материк в мире. Люди, которые будут потреблять колоссальное количество услуг, товаров, продовольствия и так далее. Причем поставлять все это нужно начинать уже сейчас.

Наиболее выгодно поставлять товары и услуги, производство которых сегодня относится к приоритетным направлениям экспорта. В первую очередь — это энергоносители, зерно и продукты питания, а также сфера НИОКР: сейчас стремительно растет уровень урбанизации населения. Это общеконтинентальная тенденция.

За прошедшее десятилетие суммарный импорт африканских государств превысил $7 трлн. В число стран-лидеров вошла и первая экономика региона — Нигерия. На нее пришлось 9% всего импорта. А темпы роста импорта политологи и экономисты оценивают в среднем в 1,5% в год.

Особый интерес африканские страны могут представлять для отечественных производителей сельхозпродукции и сельскохозяйственной техники (различных комбайнов, культиваторов и т.д. ). Местные производители в ближайшие 5–10 лет не смогут покрыть растущий спрос на продукты питания. Кроме того, сельское хозяйство в Африке, несмотря на благоприятные климатические условия, находится на относительно низком уровне развития, а проблемы с экологией, вызванные массовой небезопасной добычей полезных ископаемых, также не способствуют развитию земледелия.

Что учесть при бизнес-планировании?

Как и о любом современном обществе, об африканских народах сложился ряд стереотипов. Частично они та же «клюква», как и о русской водке, матрешках и медведях на улицах. Но в каких-то моментах это отражение менталитета, который определенно нужно учитывать при позиционировании того или иного товара.

Во-первых, на континенте не самая стабильная политическая ситуация. Есть страны с благополучным инвестиционным климатом, есть местные «горячие точки». Именно поэтому на первоначальных этапах лучшим решением будет подстраховаться и стартовать через представительство.

Во-вторых, не везде на континенте хорошо и равномерно развиты связь и транспортная инфраструктура. Так что важно заранее продумать логистику доставок.

И в-третьих, несмотря на высокие темпы роста экономик-лидеров, реальный срок окупаемости проекта — пять лет и выше. Это связано с общей медлительностью как покупателей, так и местных партнеров. Все бизнес-процессы здесь занимают значительно больше времени, чем привыкли промышленники из России. Если в нашей стране считается дурным тоном несколько раз в неделю напоминать об оплате или сроках тех или иных задач, да еще через несколько средств коммуникации, то для деловой среды в Африке — это обыденное явление.

Знакомства решают всё

Аналитики отмечают, что из пятидесяти четырех стран континента шесть относятся к самым быстрорастущим экономикам мира — это, Гана, Кот-д’Ивуар, Эфиопия, Бенин, Руанда и Нигерия. При этом общий менталитет жителей этих стран — это не только некая неспешность в жизни, но и ценность личных тёплых отношений. Чем больше внимания вы будете оказывать сотрудникам, партнерам и клиентам, тем выше шансы на успешное ведение дел. В Африке принято интересоваться делами окружающих, оказывать помощь и поддержку, если они необходимы. Особенно если произошли какие-то массовые чрезвычайные события (природные катаклизмы, террористически атаки и так далее).

Выход на африканский рынок сегодня — это не просто тренд, а реальный способ стабилизировать производство в условиях санкционного давления и даже вывести его на новый уровень.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья