ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Как сегодня российские бренды-производители справляются с кризисной ситуацией

Маргарита Былинина

Маргарита Былинина

Маркетолог, предприниматель, основатель «Академии диджитал маркетинга», общественный деятель

За последние несколько десятилетий российскому бизнесу пришлось пережить ряд кризисов. В 2022 году он столкнулся с новыми вызовами. Что происходит на рынке, как минимизировать потери и можно ли выйти в плюс? 

Новые старые вызовы

Едва оправившись от последствий пандемии, российский бизнес вновь проходит испытание на прочность. Ситуация на рынке поначалу развивалась практически по одному сценарию с коронакризисом: возник ажиотажный спрос, цены на многие продукты значительно увеличились, а предложение услуг и товаров, напротив, снизилось из-за падения объема международных перевозок и сокращения импорта. Упал курс рубля. Закрылись многие границы, остановилось сообщение между государствами. Бизнесу вновь пришлось в авральном порядке перестраивать производство и процессы. Компании из ряда сфер, к примеру туристической, вынуждены были остановить деятельность.

Однако на этом сходство заканчивается. Санкционный кризис принес абсолютно новые шоки. Возникли проблемы с осуществлением платежей, часть приложений, сервисов и ПО стали недоступны для пользователей из России. В разы участились кибератаки. Работа со многими иностранными партнерами теперь практически невозможна, оставшиеся повысили цены и перешли на полную предоплату. Отечественные компании вынуждены искать не замену на время, а полную альтернативу многим импортным позициям, менять рынок сбыта. Некоторые отрасли столкнулись с оттоком специалистов или целевой аудитории за рубеж. Абсолютно все страдают из-за проблем с упаковкой и рядом расходных материалов. Горизонт планирования сократился буквально до недели, чего не было даже в пандемию. Вкупе это привело к ранее невиданной турбулентности на рынке, приостановке ряда производств и подорожанию конечного продукта.

Новый кризис, в отличие от пандемии, затронул уже практически всех. К примеру, более 65% представителей малого бизнеса — а это каждый второй в нише — столкнулись с проблемами из-за экономического спада, санкций и понижения спроса. В целом трудности испытывают 86% российских компаний. В списке наиболее пострадавших сейчас отрасли, которых напрямую коснулись санкции, — добывающая и финансовая, а также парфюмерно-косметическая, сфера недвижимости, услуг, в частности медицинских, автомобильная промышленность и кинотеатры.

Однако, несмотря на непростую ситуацию, многие предприниматели не теряют оптимизма. Сказались и уроки предыдущих санкций, и пандемии. Кроме того, ключевая ставка в мае вновь стала комфортной, прекратились резкие скачки курсов, цены постепенно возвращаются к прежним показателям. «Оживает» и спрос. Словом, вновь открылось окно возможностей.

Стоять нельзя, действовать

Сейчас российский рынок стремительно трансформируется. Однако передел будет недолгим, поэтому бизнесу, чтобы остаться в строю, необходимо, прежде всего, не застывать и оперативно реагировать на изменения. Для этого стоит сузить горизонт планирования и сосредоточиться на горящих задачах. Проблемы нужно решать по мере их возникновения, без задела на будущее. То есть делать фокус не на планах, а на текущей ситуации.

Во-вторых, важна гибкость. Предприниматели должны быть готовы к переформатированию бизнеса на смежные отрасли, смене принципов работы, подходов и даже продукта. Здесь будет полезна концепция MVP (Minimum Viable Product) — создание минимально жизнеспособного продукта. Она позволит с минимальными рисками и затратами проверить гипотезы, выявить тенденции, сократить стоимость разработки, наработать первоначальную клиентскую базу, занять нишу. А главное — снизить риск крупных финансовых потерь в случае неудачи. Успешный же запуск новых проектов позволит диверсифицировать в разы возросшие в кризис риски.

Диверсифицировать нужно и активы. Сейчас бизнесу важно максимально снизить издержки и «включить» режим жесткой экономии. Но — рациональной: без потери качества и команды.

Компаниям, специализирующимся на продаже товаров, ни в коем случае нельзя допускать резких скачков цен. Это сильно ударит по лояльности аудитории и может стимулировать её переход к конкурентам.

Больной вопрос — поиск новых поставщиков и подрядчиков. Здесь стоит максимально сконцентрироваться на локальных компаниях.

Полезно заняться и личностным «апгрейдом». Руководителям стоит организовать для себя и сотрудников обучение по программам профессионального и личного развития.

Рост в кризис: успешный кейс

Важность активных, оперативных действий и комплексного похода подтверждают примеры выпускников «Академии диджитал маркетинга». В частности, cибирский бренд SWOOD сумел, используя перечисленные рекомендации, в рекордно короткие сроки минимизировать потери и выйти в плюс.

Компания создает аксессуары ручной работы из кожи. В мастерской работают 7 человек. В производстве использовались в основном импортные материалы: кожа, нитки, клей, фурнитура — из ЕС, средства для обработки — из Японии. В марте поставки кожи прекратились, на другие позиции поставщики значительно увеличили цены, на некоторые — до 80%.

Владельцы компании быстро отреагировали на изменения и скупили остатки импортной кожи. За счет формирования запаса материалов бренд сумел удержать цены на изделия на прежнем уровне, что позитивно сказалось на лояльности аудитории. Параллельно был найден качественный аналог от отечественного производителя. Несмотря на кризис, компания стала расширять ассортимент, чтобы максимально охватить возможные запросы потребителей. Фокус был сделан на вероятных наиболее востребованных товарах. Это позволило быстро поднять продажи.

Предприняли владельцы бренда и действия, направленные на укрепление корпоративного духа. В самом начале кризиса руководители устроили для команды «перезагрузку»: отправились на несколько дней в поход в горы. Как итог — коллектив отдохнул и сплотился. После возвращения родилась традиция заказывать каждый четверг пиццу «на всех». Она полюбилась сотрудникам и дарит им чувство стабильности, что положительно сказалось на качестве и результатах труда.

Как итог — компания свела к минимуму потери, сохранила команду, расширила производство, аудиторию и стимулировала рекордный рост продаж. Выручка увеличилась в 1,5 раза. Основатели бренда инвестируют часть полученных средств в фонд оплаты труда на случай простоя на будущее. Но в целом настроены оптимистично.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья