ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Стартапы

Как стартапу стать известным

Владимир Якуба

Владимир Якуба

Бизнес-тренер, эксперт по живым продажам

Доброе начало — уже полдела к узнаваемости

Полине Кузнецовой из Екатеринбурга всегда нравилось готовить десерты. И вот когда она отлично натренировалась на родных и друзьях, девушке захотелось зарабатывать на своем хобби. В свои 25 лет Полина решила создать стартап по производству модных пирожных — макарунсов. Отличительными чертами ее десертов стали качественные продукты, отсутствие ароматизаторов и необычные сочетания вкусов. Девушка разработала личный бренд, завела несколько страничек в соцсетях, опубликовывала трогательные истории о своем увлечении и подкрепляла их качественными фотографиями. За несколько месяцев страничка стартапа в Instagram собрала около 10 000 реальных подписчиков. Также клиентура создавалась благодаря рекомендациям довольных покупателей. Сейчас бизнес Полины идет в гору, и девушка всерьез задумалась об открытии своей кулинарии.

Как думаете, какой следующий этап должна проработать девушка? Чего, а точнее, кого не хватает молодому руководителю? Правильно — команды и инвесторов!

О том, как привлечь внимание к своей идее и найти спонсоров, мы расскажем подробнее.

СТАРТуем?

Для начала, любому стартаперу важно знать несколько правил.

  1. Сузить специализацию.

Не распыляйтесь на мелкие объекты. Лучше преуспеть в чем-то одном и создать услугу или товар, который будет решать главную проблему.

  1. Быть оригинальным.

Прежде чем запускать бизнес, узнайте, не придумал ли кто подобного ранее. Внимательно просмотрите интернет-порталы и социальные сети, используя ключевые слова.

  1. Изучить потребности потенциальных клиентов.

Задайте себе вопрос: чего хотят мои потенциальные клиенты? Другими словами, оцените потребность рынка в продукте, который планируете внедрить. Это поможет вовремя скорректировать план действий.

  1. Мыслить глобально.

Создавайте предложение, которое заинтересует не только жителей вашего города, но и соседние регионы.

  1. Быть готовым к встрече с инвестором.

Создайте презентацию проекта, продумайте 30-ти секундный диалог, в течение которого сумеете заинтересовать инвестора. Такая схема поможет вам обрести уверенность. Наполните текст цифрами и брендами.

  1. Доводить дело до конца.

Никогда не отказывайтесь от идеи! Если возникают трудности, вносите коррективы в план действий, меняйте траекторию. Применяйте гибкость, но не бросайте начатое.

Итак, вы определились с главной идеей своего начинания. Теперь предстоит тщательная работа над брендом.

6 шагов на пути к известности

Бренд — это представление компании в сознании общественности, те чувства, эмоции и мысли, которые вызывает упоминание названия компании в голове собеседника. А еще это совокупность имиджа и репутации. Также бренд можно рассматривать в контексте репутации компании как работодателя. Это называется HR-брендом. Его развитие позволяет повысить статусность компании. И, конечно же, получить больше желающих сотрудничать с вами, что дает возможность выбрать более компетентного и профессионального соискателя на должность из общего их числа. Иногда имя компании настолько известно, что она может позволить себе предложить оплату труда для сотрудников немного ниже рыночной и не потерять при этом поток соискателей на должность. В общем, выгода развития бренда — налицо!

Итак, что для этого нужно.

Шаг 1. Выбор дизайна.

В первую очередь необходимо «упаковать» деятельность компании так, чтобы ее смогли узнать и запомнить. Например, придумать логотип. Но имейте в виду: он должен быть простым и понятным. Известно, что человеческим мозгом лучше запоминаются изображения с четкими контурами, возможно, в форме геометрических фигур. Ассоциируйте логотип с чем-то материальным. Это позволит создать еще одну связь между человеческим опытом и изображением.

Подумайте над выбором шрифта. Он должен непременно гармонировать с логотипом вашего стартапа. И, наконец, цвет. Его роль — прослеживаться в общем корпоративном дизайне. Это как связующий компонент, соединяющий между собой все атрибуты компании. Красный цвет может восприниматься как агрессия и напор, а желтый как восприимчивость. Выберите оттенок, который не будет противоречить вашей деятельности.

Шаг 2. Приобретение лояльности потребителя.

Чтобы этого добиться, необходимо достичь максимального комфорта на каждом этапе взаимодействия с клиентом. Человеку с первого взгляда должно быть понятно, чем занимается компания. Нужно обеспечить ему возможность легко и комфортно общаться с ее представителями и получать всю интересующую информацию. То есть оформление заказа без лишней волокиты, приятное общение с менеджером, точные сроки доставки. Все это называется словом «сервис». А сервис высокого уровня способствует повышению лояльности к бренду вашего стартапа.

Шаг 3. Развитие медийности компании и ее упоминания в сети.

Здесь важно понять тот факт, что чем больше времени ваш стартап находится на виду общественности, тем больше людей о нем узнают. Для этого применяйте все доступные средства. Конференции, интервью с прессой, публикации в журналах и на интернет-ресурсах, активность в социальных сетях. Помните об одном правиле — сотрудничество со СМИ нужно вести исключительно на некоммерческих условиях. Ведь вам есть, что им предложить. Правда?

Шаг 4. Создание имиджа и построение репутации.

Важно «прокачать свою экспертность» в сфере вашего стартапа. На общественных началах делитесь секретами и полезными советами с публикой. (предполагается, что каналы взаимодействия с ней уже отработаны). Блог компании, Youtube-канал, сообщество в соцсети — все это может стать платформой для подачи бесплатного и полезного контента. А если контент действительно качественный, то и репутация бренда как эксперта в своей нише будет стремиться вверх.

Шаг 5. Публичная демонстрация развития бренда и показ его достижений.

Увы, бренд вашего стартапа известным станет не сразу. Придется много работать. Не стесняйтесь демонстрировать свои достижения, ведь они являются прямым доказательством роста компании. Расширили штат в прошлом месяце? Значит, увеличили объемы продаж или охватили новую нишу. Получили место в рейтинге «Топ 100 самых смелых идей»? Говорите об этом во всеуслышание.

Шаг 6. Синергия.

Заключительный этап на пути к известности. Что такое синергия? Это греческое слово, обозначающее взаимодействие двух и более факторов, результат от которого в разы превосходит результаты совокупных действий каждого из них по отдельности. Движение вперед по одному из выбранных направлений — это, конечно, хорошо, но только совокупное развитие позволит стартапу выбиться в лидеры и заработать своему бренду достойную репутацию. Ведь, согласитесь, какой бы ни был хороший продукт, без узнаваемого логотипа он не получит массового признания. Раскрученное же имя, продвигаемое в СМИ, получит дурную славу, если начнет торговать некачественным продуктом. Ну а без медийности соискатели не смогут узнать о привлекательных условиях работы в компании.

Все вышеописанные шаги должны осуществляться только вместе!

А теперь поговорим о самом важном составляющем любого начинания — инвестировании.

Плати вперед

Безусловно, на первых порах издержки оплачиваются в основном из карманов основателей, и весь проект построен на чистом энтузиазме команды. Давайте предположим, что продукт уже существует и его можно представить потенциально заинтересованным лицам. Цель — получить средства и запустить серийное производство.

Часто на помощь молодым бизнесменам приходят краудфандинговые платформы. Это сервисы, способные поддержать перспективный проект за счет привлечения инвестиций, полученных от большого количества простых людей. Как правило, основатель проекта выкладывает на таком интернет-ресурсе презентацию продукта и требуемый для начала производства объем инвестиций. Схема проста. Каждый заинтересованный в идее человек может перевести основателю заранее оговоренную сумму. Взамен инвестор получит вознаграждение, которым может стать первая версия продукта. Если за определенный срок краудфандинговый проект не собирает нужный объем инвестиций, средства возвращаются отправителям, а основатель не получает ничего.

Также существует формат инвестирования, который отличается от краудфандинга лишь тем, что инвестор получает не продукт компании, а долю от ее прибыли в будущем. Он называется краудинвестинг.

Кроме этого способа инвестирования, стартаперы могут получить поддержку частных лиц, обративших внимание на один из проектов в самом начале его становления. Таких людей условно называют «бизнес-ангелами». Основная задача частных инвесторов — получение прибыли в долгосрочной перспективе. Поэтому они, как правило, не стремятся вмешиваться в дела компании и не настаивают на срочном возвращении средств.

Еще один видный игрок рынка — венчурные фонды или группы лиц, управляющие капиталом. Они любят инвестировать в инновации и стартапы, так как это позволяет им разбавлять свои инвестпортфели разноплановыми активами. Однако венчурные фонды порой диктуют свои условия сотрудничества, не всегда удобные основателю проекта. Что ж — право выбора за вами.

Итак, мы выяснили, как можно не только рассказать о своем проекте людям, но и найти инвесторов. Помните, в любом начинании вам необходима команда из своих людей. А бренд поможет вам привлечь достойных кандидатов и найти клиентов. Дерзайте!

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья