ENG
Регионы / Статьи и аналитика

Как стать супергидом и удивить туристов

Вокруг озера Тихое в Светлогорске прогуливается интересный человек — веселый румяный бородач в камзоле, чулках, туфлях и шляпе, как у европейца-горожанина XVIII века. Он подкармливает лебедей и уток капустой, объясняет, почему нельзя давать водоплавающим хлеб, подбирает случайно оброненные туристами фантики, рассказывает всем желающим про флору, фауну и историю озера — бывшего Мельничного пруда. Иногда объезжает свои владения на старом велосипеде. Бывает, катает гостей Светлогорска на ретроавтомобиле до знаменитого Варникенского леса, красивейшей Филинской бухты или развалин кирхи, построенной рыцарями Тевтонского ордена. Зовут колоритного гида Андрей Каминский, он выпускник филфака МГУ, предприниматель, экскурсовод, единственный в России человек, официально занимающий должность «смотритель озера». «Инвест-Форсайт» расспросил Андреаса («сценическое» имя Каминского-гида) о том, как развивается внутренний туризм после пандемии, что хотят знать туристы, почему индивидуальные экскурсии набирают популярность и легко ли превратить свое хобби — увлечение историей — в прибыльный бизнес.

Андрей Васильевич меняет профессию

Слово «стартапер» ассоциируется с бодрыми молодыми ребятами, полными драйва и новых идей. К пенсионерам часто применяется слово созвучное, но гораздо менее приятное. Андрею Каминскому в августе исполняется 63 года, но он вполне себе стартапер — идей и энергии ему не занимать. Правда, любимым делом Андрей Васильевич стал заниматься только с выходом на пенсию. И вести Instsgram (в стихах!) начал тогда же. Но обо всем по порядку.

Андрей родился в Москве, тусовался с хиппи, учился на филологическом факультете МГУ, несколько лет работал там же, в лингафонном кабинете, но пришли «девяностые» — время «челночников» и торговли.

«Девяностые — не лучшее время для филологов, зато торговля процветала. Чем только ни приходилось торговать! Однажды я закупил во Владивостоке крупную партию рыбы и повез продавать ее в Тольятти. Продал и… задержался в этом милом городе на двадцать лет. Устроился на работу в компанию RBM, которая производит компоненты для систем отопления и водоснабжения. Объездил всю страну с семинарами, рассказывая об ассортименте и качестве продукции. Ходил в Жигулевскую кругосветку. А в 2014 году взял у итальянских партнеров “товарный кредит”.  Это произошло как раз тогда, когда курс резко скакнул с 40 до 80 рублей за евро. За одну ночь я потерял более 11 миллионов рублей. И заработал. Инсульт», — вспоминает Каминский.

Пришлось выплачивать долги, распродавать имущество, восстанавливать здоровье. Но, как говорит Андрей Васильевич, «хиппи — не субкультура, а состояние души». Совсем в духе этой философии Каминский не стал долго оплакивать потерянные миллионы и упущенные возможности, а прихватив с собой рюкзак и жену, сел в машину и отправился путешествовать.

«Мы много где побывали. Калининградскую область объездили вдоль и поперек. А когда прошлись по мощеным улицам Светлогорска, вдохнули этот насыщенный ароматом моря и сосен воздух, увидели старую немецкую архитектуру, поняли, что хотим здесь жить», — рассказывает Каминский.

Супруги купили половину небольшого старого немецкого дома с палисадником и роскошной магнолией, растущей во дворе, посадили под окнами розы и решили наслаждаться новым, спокойным и размеренным, укладом жизни.

Но Светлогорск — город живой и динамичный. Как-то раз, проходя мимо культурно-общественного пространства «Телеграф» (организован при поддержке городской администрации), Каминский разговорился с его активистами и узнал о планах по благоустройству озера. Оказывается, неравнодушные к облику города горожане давно вылавливали из воды Тихого мусор (самых энергичных из них даже прозвали дуремарами), боролись за жизнь лебедей и искали смотрителя, который бы не дал озеру погибнуть. Смотритель должен был следить за птицами и посетителями: первых подкармливать, вторых вразумлять и учить бережному отношению к природе. Но все получилось гораздо интереснее.

Победитель «Серебряного Лучника» ждет гостей

Проект «Смотритель озера», родившийся из желания сохранить облик Тихого и помочь живущим там водоплавающим птицам, превратился в «изюминку» города, приманку для туристов. Потому что одно дело — ходить по берегу в оранжевом жилете коммунальных служб и делать замечания тем, кто мусорит и кормит печеньем лебедей, и совсем другое — вести занимательные экскурсии в историческом костюме.

«Когда я впервые появился на озере в шляпе и камзоле, многие сочли меня каким-то чудаком, даже ругались, что гуляю в непатриотичном иноземном наряде. Но Светлогорск — бывшая территория Восточной Пруссии, здесь костюм европейца уместен. Если бы я водил экскурсии в Суздале, возможно, выбрал бы кафтан и балалайку. Сегодня ко мне уже привыкли, относятся доброжелательно. А проект “Смотритель озера”, созданный общественным пространством “Телеграф” при поддержке администрации Светлогорска, победил в номинации “Лучший проект в области развития и продвижения территорий” престижной премии “Серебряный Лучник”, обойдя многих очень достойных конкурентов», — рассказывает Каминский.

Как сотрудник Информационно-туристического центра Светлогорска Андреас ежедневно проводит бесплатные экскурсии.

«Стараюсь делать экскурсии насыщенными и занимательными. Туристы приходят не столько за знаниями, сколько за новыми впечатлениями, положительными эмоциями, хорошим настроением. Почему-то не все гиды это учитывают», — говорит Андреас.

Кстати, российское законодательство не требует получения лицензии для проведения экскурсий. Поэтому многим кажется, что открыть прибыльный экскурсионный бизнес не так уж сложно. Однако часто туристические стартапы не выдерживают конкуренции — традиционных экскурсионных бюро хватает в каждом городе, а туристы становятся все более требовательными, привлечь их одними обещаниями показать городские достопримечательности сложно.

Опытные гиды советуют добавлять в экскурсии элементы квеста, обращать внимание туристов не только на исторические данные, но и на городские легенды, фольклор, делиться своими эмоциями, разрабатывать новые маршруты и придумывать «фишки», которые помогут выделиться на фоне конкурентов. У Андреса это, к примеру, прогулки на реплике старинного автомобиля, кабриолете Mercedes-Benz 1934 года выпуска.

«Я давно мечтал о такой машине. А когда стал проводить экскурсии вокруг озера, подумал, что поездки на старинном кабриолете наверняка заинтересуют туристов. Можно будет разрабатывать индивидуальные маршруты, делать потрясающие фотосессии. У меня, конечно, не раритетный автомобиль (таких очень мало и стоят они сотни миллионов рублей, совершенно нереальные для меня деньги), а реплика, копия модели 1934 года, которая обошлась мне гораздо дешевле. Если рассматривать такую покупку как вложение в бизнес, то затраты при интенсивной работе могут окупиться года за три, но для меня не так важно быстро и много заработать, как воплотить свои мечты, идеи. Я стараюсь сделать жизнь города ярче, а не разбогатеть на туристах, поэтому вообще не уверен, что мои туристические начинания будут приносить ощутимый доход», — рассказывает Каминский.

В Раушен на машине времени 

В планах смотрителя озера — открыть мини-гостиницу, переоборудовав под нее один из старых немецких домов, сохранившихся в городе. Гостиница, конечно, тоже должна быть с «изюминкой», под стать хозяину.

«Светлогорск (до 1947 года — Раушен) почти не пострадал во время Великой Отечественной войны. Здесь сохранилось много старинных зданий с интересной архитектурой, историей. В Раушене бывал король Фридрих Вильгельм IV, в пригороде жил и творил скульптор Герман Брахерт. Ко всему этому историческому архитектурному наследию необходимо относиться бережно. А что происходит? Страдает стоящая на набережной бронзовая скульптура Брахерта “Нимфа” — ради эффектных фотосессий на нее карабкаются и дети, и взрослые. Два года назад на моих глазах снесли гостиницу “Дюна”, которая украшала берег моря более 100 лет. Хотелось бы создавать, а не разрушать. Я мечтаю открыть мини-гостиницу, в которой не было бы ни одного предмета старше XIX века — стиральная машина, для запуска которой надо не нажать кнопку, а повращать ручку, старинные комоды, часы, кровати. Туристы могли бы полностью погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи, прочувствовать ее колорит, представить, как жили люди, приезжавшие когда-то на знаменитый немецкий курорт Раушен. Возможно, благодаря таким проектам мы стали бы больше ценить наше прошлое и память о нем», — делится планами Андреас. 

И, похоже, планы по созданию туристической «машины времени» могут осуществиться. Из-за закрытия границ в связи с эпидемией коронавируса многие россияне вместо привычных Турции, Болгарии, Испании стали осваивать родные просторы — Балтику и Черное море, Кавказ и Алтай, Байкал и Карелию. Активное развитие внутреннего туризма предоставляет предпринимателям новые возможности. Среди самых перспективных направлений — индивидуальные экскурсии, событийные и гастрономические туры, оригинальные экомаршруты.

Современным туристам недостаточно программных достопримечательностей, им интересно увидеть жизнь города изнутри, пройти нехожеными тропами, сделать новые открытия, познакомиться с увлеченными своим делом людьми. Поэтому организованный туризм все больше уступает место самостоятельному. Это мировой тренд.

В России 60% туристов предпочитают составлять маршрут своего путешествия и бронировать жилье самостоятельно, а 40% доверяют организацию отдыха турагентствам; в Америке и Европе доля «самостоятельных» туристов еще больше.

Запрос на индивидуальные экскурсии, тематические и нестандартные программы есть. Есть и интересные объекты для инвестиций. Например, средневековые рыцарские замки, которые в соседней Польше восстановлены и привлекают тысячи туристов, а в Калининградской области в большинстве своем превратились в руины. Однако реставрация замков рыцарей Тевтонского ордена затея хоть и романтичная, но очень сложная.

Более реалистично, казалось бы, выглядит восстановление исторической инфраструктуры конца XIX — начала XX века. Так, в самом центре Зеленоградска (бывший немецкий курорт Кранц) за 70 миллионов рублей продается роскошный старинный Курхаус (курортный дом), который мог бы стать отличной гостиницей, но у муниципальных властей на его приобретение и переоборудование не хватает средств и задора, а мелкие инвесторы предпочитают выкупать и сдавать апартаменты, ведь гостиничный бизнес хлопотный и не приносит быстрой прибыли.

Так что пока туристов удивляют в основном энтузиасты-одиночки, творческие и неленивые, такие как смотритель озера Тихое Андреас.

Автор: Наталья Сысоева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья