ENG
Инвестиции, Мнение, Технологии

Как уменьшить стоимость владения оборудованием

Анатолий Ширлин

Анатолий Ширлин

Руководитель представительства SN Maschinenbau в России

Производители часто сталкиваются с проблемой выбора оборудования. На примере оборудования для упаковки продуктов питания рассказываем, как оценить выгоду от использования машин, как она связана с конечной стоимостью продукта и как оптимизировать затраты.

Бывает, что поставщики оборудования разного ценового сегмента обещают одни и те же технические параметры: производительность, скорость работы и энергозатраты. Разница в цене может отличаться в несколько раз. Почему?

Рассмотрим на примере производителей детского питания и их затрат на упаковку. Мы ориентируемся на конечную стоимость продукта на складе. Она складывается из стоимости упаковки, стоимости продукта, оборудования для производства и упаковки, стоимости рабочей силы, энергозатрат и стоимости помещения. Рассмотрим, как можно оптимизировать затраты.

  • Снизить издержки на упаковку. Сделать ее более дешевой, при этом производить только качественную продукцию без брака. Поднять производительность на одной единице оборудования.
  • Оптимизировать затраты на производство продукта. Это энергозатраты и увеличение объема производства на единицу оборудования.
  • Снизить издержки на компонентах. Это не всегда верный путь, поскольку он влечет за собой снижение вкусовых или качественных факторов, что может в конечном итоге привести к потере покупателя.
  • Снизить стоимость оборудования. Можно, но важно понимать: стоимость затрат на упаковку или производство при этом не вырастет. Позже мы вернемся к примерной калькуляции процесса.
  • Сократить штат. Это современный тренд в производстве: уменьшение количества персонала при увеличении выпускаемого объема продукции. Персонал ― это не только фонд оплаты труда, но и «человеческий фактор», который может негативно влиять на работу предприятия, а значит, на объем производства в дневные и ночные смены.
  • Сократить энергозатраты и стоимость помещений. Многие несерьезно относятся к эргономике помещения и энергозатратам. Однако если провести аудит, можно узнать, как много тепла или пара уходит в «никуда». Учитывая стоимость кубометра, затраты в год будут осязаемыми.

Все перечисленное влияет на стоимость конечного продукта; важно рассматривать эти параметры не отдельно, а целиком. Например, российская компания начала производство детского питания в пакете «дой пак» и использовала готовый пакет. Рассмотрим бюджет ее проекта.

Разливочные укупорочные машины (2 шт.) ― 800 000 евро. Производительность ― 360 пакетов в минуту, или 150 000 000 пакетов в год. Стоимость готового пакета с колпачком ― 5,20 рубля. Итого: закупленных пакетов в год ― на 780 000 000 рублей, или 9 миллионов евро. Общий бюджет ― 9,8 миллиона евро. Затем компания закупает упаковочную машину, которая сама формирует пакет, дозирует, устанавливает колпачок и запаивает пакет. Стоимость всей линии ― 3,5 миллиона евро при производительности 220 пакетов в минуту, подтвержденной эффективности 95% и подтвержденными потерями по браку 0,07% от общей производительности. В результате при указанной эффективности машина выдает в минуту 209 пакетов, или 90 миллионов пакетов в год. Стоимость затрат на пакет с колпачком в таком случае ― 2,60 рублей. Таким образом, затраты на самостоятельную упаковку ― 234 000 000 рублей, или 2 700 000 евро. Итого за первый год весь проект ― 6,2 миллиона евро на производительность 84 000 000 пакетов в год с учетом потерь на брак (около 6 миллионов пакетов).

Если сравнить два проекта, стоимость конечной упаковки, учитывая только инвестиции в оборудование и упаковочные материалы в первый год, получается: готовый пакет ― 5,61 руб. за единицу, пакет с рулона ― 6,34 руб. за единицу. Отсюда видно ― даже если рассматривать разницу в первоначальных инвестициях в 800 000 евро (оборудование для готового пакета) и 3,5 миллиона евро (оборудование для формирования упаковки и фасовки в нее), исходная разница ― 400%. Оборудование для формирования стоит в 4 раза дороже оборудования для готового пакета. Но если обратить внимание на стоимость пакета в первый год, мы видим разницу только в 12% между ценой инвестиций в первый год для готового пакета и пакета из рулона.

Именно поэтому предположение, что работа с готовым пакетом снизит затраты на упаковку, неверно. Да, затраты на оборудование будут ниже, но расходы на материалы вырастут в разы. Если посмотреть на закупки, видно ― упаковку предприятие покупает каждый месяц, а оборудование ― раз в 2 года.

Операционная эффективность линии: как ее оценить

Следующий важный критерий расчета экономики и стоимости владения оборудованием ― операционная эффективность линии. Многие современные производства используют этот параметр не просто как статистику, а как показатель расчета премий и вознаграждений при превышении этого показателя или наоборот ― для дисциплинарных мер, если показатель снижен. Почему он так важен для экономики производств?

Например, компания использует две разных упаковочных машины для фасовки соуса в пакет «дой пак». Машина А стоит 400 000 евро, машина Б ― 850 000 евро. Стоимость готового пакета ― 15 рублей.

Параметры работы машины А: скорость ― 90 пакетов в минуту, операционная эффективность ― 78%. Значит, от общего среднего количества 5400 пакетов в час машина производит по факту 4212 пакетов в час. В результате недопроизводство составляет 1188 пакетов в час. Итого: компания каждый час теряет 17 820 рублей на машине А.

Параметры машины Б: скорость ― 100 пакетов в минуту, эффективность ― 93%. В результате общая средняя производительность уже 6000 в час, а фактическая ― 5580 пакетов. Потери составляют 420 пакетов в час, или 6300 рублей.

Теперь соотнесем стоимость первичных инвестиций и потерь в год.

Машина А

Инвестиции ― 400 000 евро. Потери по эффективности в год ― 94 миллиона рублей, или 1 миллион евро. Инвестиции в год ― 1,4 миллиона евро. Количество выпущенных пакетов ― 22 миллиона пакетов. Итого: стоимость одного готового пакета на оборудовании ― 5,47 рубля.

Машина Б 

Инвестиции ― 850 000 евро. Потери по эффективности в год ― 33 миллиона рублей, или 383 720 евро. Инвестиции в год ― 1 223 720 миллиона евро. Количество выпущенных пакетов ― 29 миллиона пакетов. Итого: стоимость одного готового пакета на оборудовании ― 3,62 рубля.

Как видно, только сравнивая разницу в потерях по эффективности, компания получает на машине Б, которая дороже в 2 раза машины А, одинаковые затраты по итогам года и стоимость пакета на 40% дешевле за счет только 10% прироста скорости и 15% роста эффективности оборудования.

Эксплуатационные затраты

Когда покупатель покупает автомобиль в салоне, он сравнивает стоимость обслуживания тоже. При выборе промышленного оборудования этот показатель в принципе очень важен: он влияет и на качество работы машины, и на качество обслуживающего персонала, и на операционную эффективность.

Например, компания выбрала по тендеру недорогую упаковочную машину китайского производства, которая была дешевле европейских машин в 4 раза. При этом затраты на обслуживание не были учтены. В результате стоимость эксплуатации машины составила около 350 000 рублей в месяц, включая оплату труда наладчиков, покупку и изготовление запасных частей. Простои в месяц из-за поломок составили в среднем 8 дней в месяц. Это значит, машина недопроизводила продукции на 3 месяца в году. Если пересчитать затраты и сравнить стоимость оборудования по итогам года, затраты на дешевую машину составили более 15 миллионов рублей с учетом недопроизводства, и уже через год стоимость европейской машины сравнилась с затратами на купленную.

Отмечу, что все эти примеры основаны на реальных данных от реальных компаний. Поскольку здесь используются коммерческие данные, названия компаний и их сфера не указывается.

Выводы

  • Выбирая оборудование, используйте только комплексный подход.
  • Учитывайте указанные параметры и финальный расчет стоимости одной упаковки.

Это даст вашему предприятию гарантию правильности выбора и максимальной экономической выгоды от покупки.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья