ENG
Перейти в Дзен
Стартапы

Как запустить стартап по no-code

No-code/low-code платформы позволяют быстро запускать новые проекты и снижать затраты на IT-продукты. Но только 6% no-code-разработок сотрудники бизнеса делают без программистов. О том, зачем осваивать no-code и что ждет рынок IT-разработок в России, рассказала основательница школы Code Breakers Анна Радзиевская. 

Фото: depositphotos.com

Code Breakers — это онлайн-школа, в которой мы учим создавать диджитал-продукты и стартапы без кода. Поначалу мы занимались заказной разработкой. Но быстро поняли, что спрос на рынке огромный, а вот квалифицированных ноукодеров в России почти нет. Так родилась идея запустить школу.

Сегодня у нас можно получить no-code-навыки, чтобы создать свой стартап, освоить новую перспективную профессию или выйти на фриланс. Мы помогаем изучать платформы для веб- и мобильной разработки: Bubble, Adalo, Glide, Tilda, Integromat, Airtable и другие. По сути, еще в 2020 году в разгар пандемии мы начали создавать российский рынок ноукодинга с нуля.

Как мы развивали no-code в России

Раньше я была продактом в «Яндексе», Qlean и «Близкие.ру». Уже тогда я активно применяла no-code-инструменты для автоматизации процессов и упрощения работы.

Мне всегда хотелось создавать и свои проекты, поэтому в итоге я ушла в стартап-сферу. А там навыки no-code просто необходимы: они позволяют быстро и без бюджета создавать веб- и мобильные приложения. Это экономит:

  • Деньги. Вам не нужна большая команда фронтенд, бэкенд и QA, чтобы создать приложение. Достаточно одного ноукодера.
  • Время. Скорость такой разработки намного выше, чем скорость работы программиста. Это экономит месяцы работы.

В начале 2020-го я путешествовала по США и побывала в IT-тусовке, где увидела, что no-code как движение на Западе активно развито. Это сподвигло меня «привезти» no-code на российский рынок.

Я начала рассказывать о возможностях ноукодинга, интересных проектах и инструментах в своих соцсетях. Уже тогда я стала получать запросы от российского бизнеса на разработку и консалтинг.

Название Code Breakers я выбрала потому, что мы и вправду как «хакеры кода». Мы объединяем единомышленников, которые считают, что можно «хакнуть» рынок разработки и реализовывать смелые идеи, не тратя годы или миллионы на один проект. Отсюда и миссия компании: сделать мир IT доступным для каждого. В каком-то смысле наша школа стала революционным продуктом — no-code-обучения «от А до Я» не было нигде в мире. Но это оказалось непросто.

«Голубой океан»: с какими трудностями нам пришлось столкнуться

Когда школа Code Breakers только появилась, многие говорили, что low code — это голубой океан: раз там нет конкурентов, туда точно надо идти. На самом деле отсутствие конкурентов — это плохо. Создавать рынок с нуля невероятно сложно.

По сути, мы не просто делаем новую нишу, а дизраптим старый добрый рынок разработки: «Вам больше не нужно учиться программировать, чтобы создавать IT-продукты». Так что нам приходится не просто строить бизнес в открытом космосе, но и частенько справляться с хейтом от разработчиков.

При этом недоверие к профессии ноукодера огромное. Люди просто не могут поверить, что способны создать мобильное приложение, сайт или чат-ботов, ничего не зная об ИТ.

Чтобы качать рынок, нужны деньги и большой стоицизм. Но сейчас ситуация постепенно меняется: большие бренды все больше смотрят в сторону no-code. Например, мы в Code Breakers сотрудничали с «Самокатом», SkillFactory, «Ростелекомом» и другими крупными брендами, участвовали в конференции «Сбера» по разработке. Вместе с бизнесом мы вводим что-то вроде «моды на ноукодеров».

Какие инструменты помогли нам проработать «голубой океан»:

  • Собственная экспертиза. Так как я сама была практикующим ноукодером с бизнес- и продуктовым опытом, сначала я освещала свои проекты, делала обзоры, писала статьи о no-code-трендах. Поэтому весь маркетинг мы начали с телеграм-канала. Инвестировали в него 0 рублей: подписчики приходили туда через друзей или органически.
  • Специализированная конференция. Мы запустили первую в России конференцию по no-code. В качестве спикеров позвали топовых основателей no-code-платформ: Bubble, Adalo, Glide, Thunkable, Integromat. Конференцию поддержали «Сколково», «Нетология» и другие крупные игроки рынка.
  • Публичность. Лекции на воркшопах «Сбера», курсы, выступления во ВШЭ и других университетах — способ охватить и заинтересовать темой еще больше людей.

Чтобы создать новый рынок, нужно стать его амбассадором — так, чтобы студенты, бизнес или СМИ сами приходили с запросом. Конечно, это не отменяет инвестиций в маркетинг и особенно продукт: в Code Breakers за это отвечает целая команда.

Со временем наступил момент, когда мне нужно было перевести проект с этапа запуска на этап масштабируемого бизнеса: организовать регулярное потоковое обучение, сформировать команду и выстроить систему. По сути, превратить проект в бизнес. Мне как продакту и ноукодеру нужно было научиться управлять командой и руководить всеми бизнес-процессами, а не только no-code-разработкой. Плюс нужно было проработать финансовый аспект.

На середине развития нашего проекта мы получили ангельские инвестиции, которые вложили в масштабирование и рост. На сегодняшний день мы прибыльная компания. Выручка за последний квартал составил 22 млн руб.

Кому нужно учиться ноукодингу

Скоро no-code станет таким же инструментом, как Excel, и будет нужен буквально каждому. Вот только базовый список тех, кому можно осваивать no-code-инструменты прямо сейчас:

  • Начинающие стартаперы, которые хотят запустить и протестировать свою идею. Имея в запасе пару недель и 50$, можно создать маркетплейс, онлайн-школу, мобильное приложение.
  • Те, кто хочет зайти в IT и освоить трендовое направление с доходом 80–200 тыс. руб. за несколько месяцев, в том числе специалисты, которые мечтают работать на себя, фрилансеры, или приобрести монетизируемый навык. У нас есть собственная биржа заказов: мы помогаем новичкам находить первых клиентов.
  • Диджитал-специалисты, маркетологи, фрилансеры — no-code отлично подходит для прокачки навыков и увеличения вашей цены на рынке.
  • Малый и средний бизнес, который пытается уменьшить свои косты и ищет ноукодеров для автоматизации процессов или запуска нового продукта.

Сегодня Code Breakers — не просто школа, но и мощная платформа для обучения (кстати, тоже на no-code). Там проходит все обучение: видеолекции, интерактивные уроки, домашние задания, проверка и ведение кураторами студентов и так далее.

У нас несколько курсов по no-code, на которых мы учим студентов работать с самыми востребованными на рынке инструментами:

  • Годовая программа «no-code-разработчик» — комплексное обучение профессии. Студент учится создавать MVP-продукты, мобильные и веб-приложения, решения для автоматизации бизнес-процессов, например чат-ботов.
  • Отдельные модули для получения локальных навыков: мобильная разработка, веб-приложения, автоматизация. Студент получает базовые знания, которых достаточно, чтобы быстро запустить свой проект или, например, тестировать гипотезы без разработчиков.

Во время обучения студенты работают над реальными проектами, поэтому после курса у них уже есть портфолио. Наши выпускники сразу же могут брать в работу заказы, в этом мы им также помогаем, или запускать стартап.

У нас уже прошли обучение более 1500 человек. Мы стремимся обучать студентов no-code-разработкам так, чтобы они могли монетизировать свои навыки, создать собственный проект или стартап, повысить уровень жизни и получить перспективную профессию, за которой будущее разработок и возможность выйти на западный рынок.

Наш основной фокус — расширение карьерного центра, мэтчинг ноукодеров с клиентами. Сейчас на рынке спрос превышает предложение. Мы стремимся дать студентам все необходимые навыки, инструменты, обучить их работать с заказчиками, чтобы они могли выйти на рынок и работать на фрилансе или по найму, открыть свой бизнес.

Где применять no-code и есть ли у него «потолок»

Лучшее применение ноукодинг находит в стандартных бизнес-процессах, которые актуальны почти для всех:

  • создание сайтов;
  • веб-приложения с личными кабинетами для разных ролей (администратор и обычный пользователь);
  • мобильные приложения;
  • автоматизация операционных процессов;
  • настройка связки маркетинговых рассылок;
  • создание ботов и так далее.

Но no-code (пока) не безграничен. Есть задачи, с которыми лучше обращаться к разработчикам. Это касается проектов, которые сами по себе являются некой технологией: ноукод-платформы, блокчейн-проекты, финансовые продукты, высоконагруженные сервисы вроде мессенджеров или сложные SaaS-продукты. Но решить бизнес-задачи для e-commerce, EdTech-платформ, рынка рекрутмента, создать маркетплейс и так далее ноукодеру вполне по силам.

Сегодня уже появляются первые ноукод-стартапы. По прогнозам P&S Intelligence, объем мирового рынка no-code/Low-code платформ вырастет с $10,3 млрд в 2019-м до $187 млрд к 2030-му с ежегодным темпом роста 31,1%.

К чему нужно быть готовым, если вы запускаете продукт в «голубом океане»

  1. Наберитесь терпения. Вы бежите не спринт, а марафон. Раскачка рынка с нуля требует усилий: на это могут уйти годы. Чтобы не сдаться в тот момент, когда пора снимать сливки, нужно морально подготовиться к долгой работе.
  2. Найдите партнеров. Бежать марафон в одиночку невозможно. Вы будете выгорать, и в эти моменты ваш партнер должен подхватить и побежать вперед, пока вы восстанавливаетесь. Идеальный вариант — 2–3 кофаундера с экспертизой в разных ключевых направлениях бизнеса.
  3. Учтите, что проект на новом рынке требует больших вложений. На формирование потребности в ваших товарах или услугах порой может уйти много времени и денег.
  4. Приготовьтесь к недоверию. Рынок и лидеры мнений, которые привыкли решать проблему более консервативно, могут не понять вашу идею. Это нормальная реакция на все новое и непривычное, поэтому с этим придется смириться — и продолжать работать.
  5. Используйте безбюджетный маркетинг. Это один из самых действенных способов достучаться до аудитории и получить хороший охват. Организовывайте конференции, митапы, выступайте на мероприятиях в университетах, делайте партнерки. Это поможет сформировать тренд и запустить его в массы.
  6. Не бойтесь конкурентов. На новом рынке они скорее друзья, чем враги. Вы с ними в одинаковой ситуации. Круто, что кто-то еще, кроме вас, сливает маркетинговые бюджеты на формирование рынка.
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья