Мнение, Право

Как защитить название фирмы

Мурашова Екатерина — заместитель председателя Первого Арбитражного Учреждения

Любопытный прецедент, связанный с названием организации, произошел недавно. Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 11 июля 2017 г. по делу № 53-КГ17-12 отменены решения судов, отказавших в удовлетворении требования благотворительного фонда «Подари жизнь» к одноимённому красноярскому фонду о смене наименования. Суд указал, что НКО вправе обращаться в суд за защитой своего права на наименование, в том числе для пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, то есть, в данном случае, за прекращением использования ответчиком наименования истца.

Сложившаяся ситуация не является единичной. Анализируя подобные споры, прихожу к выводу, что проблема защиты средств индивидуализации юридического лица, в том числе его наименования, имеет свои коллизии.

Достаточно часто в предпринимательской практике целью подобных исков, обличенных в форму борьбы за фирменное наименование, является сделать жизнь конкурирующего субъекта невыносимой. Подаются жалобы в антимонопольный орган, а затем и в Арбитражный суд. Что же касается НКО, то, в соответствии с ГК РФ, это юридические лица, а следовательно, аналогия закона в части пункта 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ.

По сути, суд должен определить, какая из организаций имеет исключительное право на использование фирменного наименования. Согласно пункту 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом. В пункте 59 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 разъяснено, что при применении пункта 3 статьи 1474 ГК РФ судам необходимо учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, ранее другого включенного в реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.

На территории России действует исключительное право на фирменное наименование — запрещено распоряжаться им, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования.

Существенными фактами, которые устанавливает суд, являются:

  1. Тождественность или сходность фирменных наименований (не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним);
  2. Степень смешения по видам деятельности (не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность).

Предоставляя юридическим лицам возможности для защиты интеллектуальных прав, законодатель не стремился свести эту деятельность к вечному сутяжничеству. Однако следует помнить: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование той компании, которая раньше другой включена в ЕГРЮЛ; а также подлежит запрету осуществление схожих видов деятельности.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья