ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

РАНо радоваться: что предлагают кандидаты в президенты

Накануне выборов президента Российской академии наук (РАН) «Инвест-Форсайт» внимательно ознакомился с программами всех кандидатов.

Напомним, что на пост президента РАН согласованы пять кандидатур (приведем их в алфавитном порядке):

  1. академик Евгений Николаевич Каблов, генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов (ГНЦ «ВИАМ»);
  2. академик Геннадий Яковлевич Красников, генеральный директор АО «НИИМЭ», председатель Совета директоров ПАО «Микрон»;
  3. академик Роберт Искандерович Нигматулин, научный руководитель Института океанологии РАН имени П. П. Ширшова;
  4. академик Владислав Яковлевич Панченко, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), научный руководитель Института проблем лазерных и информационных технологий РАН (ИПЛИТ РАН);
  5. академик Александр Михайлович Сергеев, директор Института прикладной физики (ИПФ РАН).

В программах всех кандидатов присутствует общий тезис: необходимо вернуть РАН статус центральной научной организации страны, сделать академию центром исследования и экспертизы мирового уровня. При этом акценты в программах расставлены по-разному, также разнятся их форма и структура (с программами кандидатов в президенты РАН можно ознакомиться на официальном сайте РАН).

Ниже приводим подборку цитат из программ, отражающих отношение кандидатов к отдельным проблемам (цитаты кандидатов здесь и далее приводятся в алфавитном порядке).

Информационное взаимодействие и повышение престижа РАН

Евгений Николаевич Каблов 

— Следует активизировать участие РАН в информационном пространстве: расширить присутствие деятелей науки в федеральных и региональных СМИ, предусматривающее активное участие ученых РАН в объяснении интересующих население явлений; организовать научно-популярные телепередачи и производство научно-популярных фильмов; расширить спектр печатных изданий этого профиля; создать интерактивный интернет-портал РАН, освещающий деятельность РАН и предоставляющий объективную информацию и научную экспертизу по запросам граждан и организаций; продолжить работу по борьбе с лженаукой.

Геннадий Яковлевич Красников

— Важно актуализировать и спектр обязанностей членов РАН. Еще со времен становления Академии члены РАН обязаны были выполнять функции по продвижению перспективных исследований, взаимодействию с образовательными институтами и популяризации научных знаний. Однако со временем некоторые члены РАН утратили обязательность выполнения этих функций. Академики РАН и член-корреспонденты РАН, профессора РАН должны активизировать свою деятельность по пропаганде научных знаний, борьбе со лженаукой во всех ее многообразных проявлениях, консультированию власти по вопросам развития научно-технологического комплекса страны. Это, безусловно, будет способствовать повышению авторитета и престижа как отдельных ученых, так и РАН в целом.

Роберт Искандерович Нигматулин

— РАН должна активизировать свое участие в деятельности научных и научно-просветительских обществ.

 

Владислав Яковлевич Панченко 

— Для объективного освещения деятельности РАН, ее роли в российской и мировой науке необходимо обеспечить регулярное информирование общественности посредством пресс-конференций президента РАН и авторитетных ученых академии, телепередач, статей, аналитических и обзорных материалов в ведущих информационных агентствах и на наиболее посещаемых интернет-ресурсах. Эффективным средством популяризации науки, воспитания нового поколения исследователей должны стать музеи РАН.

Александр Михайлович Сергеев

— Чтобы вернуть общественное доверие и стать властителем умов в интеллектуальном поле страны, РАН необходимо коренным образом перестроить свою информационную политику. При Академии наук должны быть созданы современный пресс-центр и информационное агентство. Работа со СМИ должна стать ежедневной обязанностью руководства РАН. Более тесным должно стать взаимодействие со специализированными изданиями, телепрограммами, интернет-ресурсами, занимающимися популяризацией научного знания в обществе. Следует не только активно поддерживать организацию фестивалей и дней науки, соответствующих тематических мероприятий, проводимых совместно с различными обществами и фондами, но и быть инициатором и вдохновителем таких мероприятий. Коренная перестройка информационной политики РАН на основе отказа от тактики осажденной крепости во взаимодействии с обществом; организация информационного агентства РАН и современного пресс-центра, введение практики ежедневной работы руководства РАН со СМИ.

Отношение к реформе РАН

Евгений Николаевич Каблов 

— В целом можно констатировать, что ситуация с реформированием Российской академии наук достаточно полно напоминает историю создания и институционализации Академии наук СССР, осуществлявшихся в 1920-е годы, результатом чего стало построение мощнейшей научной организации, которая оказала существенное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой науки.

Геннадий Яковлевич Красников

— К сожалению, стоит констатировать, что за эти годы ФАНО России так и не смогло оптимизировать бюджеты на науку, отстоять позиции первоочередности финансирования в стране фундаментальных исследований. В результате трансформации РАН в 2013 году произошла дезинтеграция территориальной структуры РАН: все региональные центры были переданы в ФАНО России, а в подчинении РАН остались только три региональных отделения. Это стало одним из негативных итогов реформы. Принятие Федерального закона 253-ФЗ позволило ФАНО России реализовать фактически без участия Академии программу реструктуризации научных организаций. Нужно отдать должное, что при этом ФАНО вполне удовлетворительно справилось с другой задачей — по учету всего имущества академических институтов. В последнее время ФАНО, несмотря на разногласия с РАН, стало активно осуществлять надзорные функции по отношению к академическим институтам, приступило к формированию «параллельной» Академии наук, перехватывая управление научными исследованиями у РАН. Эта ситуация совершенно недопустима: управление наукой может осуществляться лишь со стороны профессиональных ученых. В ходе реформы роль РАН была заметно изменена, и на сегодня Академия становится центром научно-методического руководства организациями научного сектора страны.

Роберт Искандерович Нигматулин

Результаты реформы не анализируются.

Владислав Яковлевич Панченко

Результаты реформы не анализируются.

Александр Михайлович Сергеев

— Эти четыре года показали неверность принятых решений, поставивших российскую академическую науку на грань катастрофы. Реформа РАН 2013 года, основанная на введении «эффективного менеджмента» академической науки, разделении центра научных компетенций и центра управления и приведшая к неконструктивному противостоянию значительной части академического сообщества и системы управления. Инициатором реформы РАН выступило Министерство образования и науки. В истории России это беспрецедентный случай, когда деятельность ведомства, ответственного за развитие стратегически важного для страны сектора своей деятельности, фактически была направлена на его уничтожение. Четырехлетние трансформации академического сектора науки, проводимые без четкого определения целей и понимания ожидаемых результатов, привели к дальнейшему ухудшению материально-технического состояния академических институтов, уменьшению их бюджетного финансирования, проблемам с научными кадрами.

Предлагаемые направления реформ и первоочередные задачи

Евгений Николаевич Каблов  

  • Повышение уровня взаимодействия между Российской академией наук и органами государственной власти.
  • Установление статуса и повышение роли Российской академии наук в системе государственного управления научно-технологическим комплексом страны.
  • Оптимизация финансирования академической науки и модернизация инфраструктуры.
  • Интеграция РАН в систему высшего образования России.
  • Совершенствование системы социального обеспечения РАН.
  • Формирование системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности РАН.
  • Популяризация науки и международное сотрудничество.

Геннадий Яковлевич Красников

Общая цель: «Преобразить РАН в «мозговой центр» по развитию современной конкурентоспособной инфраструктуры научного сектора страны, добиться научно-технологического развития России». Первоочередные задачи:

  • Модернизация системы управления фундаментальными и поисковыми научными исследованиями.
  • РАН должна стать национальным координатором от страны в крупных, стратегически значимых международных проектах и программах.
  • Актуальная на сегодня задача заключается в восстановлении статуса РАН как организации, способной в инициативном порядке и по запросу государства разрабатывать масштабные стратегические проекты.
  • РАН должна стать институтом независимой экспертизы высшего уровня, с мнением которой считаются органы власти и крупные корпорации, контрольные органы.
  • В самое ближайшее время РАН должна обеспечить возвращение регио­нальных научных центров в структуру академической науки, разработать программы их развития и взять на себя работу и ответственность по повышению статуса регио­нальных центров, их включение в модель управления регионами.
  • Новое руководство РАН должно определить и обосновать организационно-правовую форму Академии, в наибольшей степени соответствующую крупномасштабным задачам, стоящим перед ней.

Роберт Искандерович Нигматулин

В самой программе кандидата приоритетные направления сформулированы недостаточно четко, поэтому выделим и тезисно изложим основные из них.

  • Снижение бюрократического давления на ученых.
  • Изменение порядка выборов в члены РАН.
  • Изменение порядка назначения директоров и главных ученых секретарей институтов РАН.
  • Отмена возрастного ограничения для руководства институтов.
  • Существенное увеличение доли финансирования институтов РАН по темам трех категорий: президиума, отделений и научных советов.
  • Активизация участия РАН в деятельности научных и научно-просветительских обществ.
  • Меры против старения научного сообщества.
  • Восстановление влияния РАН и ведущих ученых в ВАКе.
  • Укрепление региональных научных центров как опоры науки в регионах, повышение ответственности руководства регионов за развитие науки.
  • В городах с сильными научными центрами РАН классические университеты передать под методическое руководство Академии наук.
  • Проработать закон об Академгородках, статусе академических медицинских учреждений, гостиниц и общежитий.
  • Восстановление инфраструктуры и социальной сферы РАН.
  • Восстановление РАН в качестве учредителя академических институтов.
  • Создание попечительского совета РАН и учреждение целевых фондов.

Владислав Яковлевич Панченко

  • Восстановление диалога и стратегического взаимодействия власти и академической науки.
  • Активизация и расширение участия академической науки в решении проблем, стоящих перед регионами Российской Федерации.
  • Академическая наука как ведущий интеллектуальный партнер ключевых субъектов российской экономики. Взаимодействие академической науки с институтами развития.
  • Активизация взаимодействия с заказчиками и исполнителями гособоронзаказа.
  • Повышение роли академической науки в формировании и реализации эффективной внешней политики Российской Федерации; научная дипломатия.
  • Участие академической науки в развитии здравоохранения и здоровьесбережения.
  • Участие академической науки в реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства.
  • Участие академической науки в социальном проектировании и развитии духовного потенциала нации.
  • Интеграция академической и вузовской наук. Расширение участия молодых ученых в деятельности РАН.
  • Развитие технологической базы и инфраструктуры фундаментальных исследований, оптимизация соотношения директивного и инициативного начал в функционировании академической науки.
  • Укрепление авторитета и престижа РАН.
  • Совершенствование системы социальных гарантий для ученых.

Александр Михайлович Сергеев

  • Проведение инвентаризации научного комплекса страны с целью определения реального состояния его материально-технической базы, кадрового потенциала и уровня в сопоставлении с ведущими наукоориентированными и технологически развитыми странами.
  • Формулировка совместно с органами государственной власти научно-технической доктрины, базирующейся на реальном состоянии научного комплекса и определяющей потребности в проведении фундаментальных исследований на различных горизонтах развития страны, траекторию выхода из сегодняшнего кризисного состояния в науке и роль РАН в этом процессе.
  • Активное участие РАН в разработке новых федеральных законов о науке и об образовании, в которых объективно учитываются роль и интересы РАН в социально-экономическом, научном, инновационном, технологическом и образовательном пространстве страны.
  • Реальное включение РАН в осуществление государственной научно-технической политики в рамках действующего правового поля посредством принятия подзаконных актов, регламентирующих порядок представления Академией наук инициатив, предложений и программ, рассмотрения их органами государственной власти и определения механизмов реализации.
  • Корректировка закона № 253-ФЗ «О Российской академии наук…» с целью изменения правового статуса РАН и придания Академии наук функции научно-организационного руководства академическими институтами.
  • Четкое правовое разделение полномочий РАН и ФАНО, при котором РАН полностью отвечает за научную деятельность, а ФАНО — только за административно-хозяйственную; совмещение должности руководителя ФАНО с должностью одного из руководителей РАН.
  • Обновление работы РАН, включающее существенное омоложение состава Президиума РАН, создание Совета старейшин, концентрацию работы Президиума РАН на важнейших научно-организационных вопросах, перенесение центра тяжести прогнозной и экспертной работы в отделения и научные советы РАН, закрепление за каждым членом РАН набора его академических обязанностей.
  • Обеспечение демократических принципов функционирования РАН и формирования ее руководящих органов; совершенствование системы выборов в члены РАН на основе принципов главенства научных достижений кандидатов, гласности процедуры выборов, единства подходов и критериев к выборам в различных отделениях РАН.
  • Ликвидация растущей изоляции РАН от академических институтов, создание под контролем РАН наблюдательных советов для оказания содействия академическим институтам, восстановление прямого взаимодействия РАН с директорским корпусом, закрепление за РАН права согласования назначения руководителей академических институтов, в том числе и. о. и врио, а также их увольнения.
  • Формирование сети представительств Академии наук во всех регионах, где работают институты РАН-ФАНО, с целью восстановления влияния РАН на пространстве страны, защиты интересов академических институтов в каждом регионе и усиления роли Академии наук в решении региональных задач в научно-технологической, образовательной, культурной и социальной сферах.
  • Реинтеграция РАН в народное хозяйство страны через ее участие в крупных наукоемких проектах и программах, в том числе в рамках Стратегии научно-технологического развития России; восстановление и упрочение связей РАН с ведущими научно-техническими корпорациями страны, использование объединенного потенциала трех государственных академий в составе РАН для выполнения крупных междисциплинарных проектов государственной важности.
  • Принятие межведомственной программы фундаментальных, поисковых и прогнозных исследований в интересах обороны и безопасности, в которой РАН и ФАНО определены в числе основных соисполнителей; усиление работ по специальной программе Президиума РАН для укрепления обороны и безопасности.
  • Создание специального фонда «инструментализации» отечественной науки с объемом не менее 30 млрд руб. в год для учреждений РАН-ФАНО и с наполнением его в том числе за счет введения «налога на науку», взимаемого с прибылей сырьевых госкорпораций и крупных компаний.
  • Организация трехуровневой системы государственной поддержки фундаментальной науки, построенной по схеме «от понимания через конкуренцию к лидерству», и обеспечение ее дополнительным к имеющемуся бюджетным финансированием не менее 60 млрд руб. в год, в том числе за счет неукоснительного выполнения майских указов Президента РФ.
  • Активизация деятельности по восстановлению позиций российской науки в мире посредством проведения политики «научной дипломатии»; более эффективное использование потенциала иностранных членов РАН; создание корпуса зарубежных профессоров РАН из числа наших соотечественников, постоянно работающих за границей и поддерживающих активные научные связи с российскими исследовательскими коллективами.
  • Активизация работы по обеспечению академического сектора науки кадровым потенциалом на основе эффективного функционирования всей цепочки подготовки специалистов на пути «средняя школа — университет — аспирантура — научная школа»; возрождение программы интеграции академической науки и высшей школы и программы поддержки ведущих отечественных научных школ, создание академической аспирантуры и магистратуры.
  • Совместная работа с органами государственной власти и профсоюзами по обеспечению условий для результативной и социально защищенной деятельности ученых на всех этапах научной карьеры в условиях происходящего изменения системы трудовых отношений в исследовательских организациях, введения эффективных контрактов и оптимизации численности научных коллективов.
  • Постановка на государственном уровне вопроса о введении для докторов и кандидатов наук, проработавших в государственных исследовательских учреждениях более 25 лет, дополнительной пенсии за выслугу лет.
  • Организация высококачественного медицинского обслуживания сотрудников академических институтов на основе соглашения с Минздравом РФ о выделении специальных квот учреждениям РАН-ФАНО медицинского профиля для проведения лечения, оплачиваемого из средств ФОМС.
  • Коренная перестройка информационной политики РАН на основе отказа от тактики осажденной крепости во взаимодействии с обществом; организация информационного агентства РАН и современного пресс-центра, введение практики ежедневной работы руководства РАН со СМИ.

Яндекс знает всё?

Нами был проведен экспресс-анализ интереса интернет-аудитории поисковой системы Яндекс к персонам кандидатов в течение года (01.09.2016 — 31.08.2017), т.е. количество поисковых запросов к каждой из персон, что, в принципе, можно трактовать как интерес к персоне. Безусловно, полученные данные следует рассматривать лишь как оценочные. На диаграмме 1 приведены полученные результаты.

На диаграмме выше приведены данные статистики wordstat.yandex.ru, которые показывают количество запросов пользователей поисковой системы Яндекс к каждому из кандидатов (в %). Всего количество запросов ко всем персонам составило более 30 000.

Сохранить

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья