ENG
Мнение

Какие сделки привлекают внимание налоговиков

Александр Тарасов — генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг»

Практика последних трех лет показывает, что наиболее рискованными являются сделки по поставке товаров, если есть следующие обстоятельства:

  • поставка разовая;
  • со стоимости договора НДС принят к вычету;
  • полученное вознаграждение «оперативно» отправляется на счета других компаний;
  • расчеты осуществляются не деньгами, а векселями, взаиморасчетом или копится «кредиторка»;
  • сложно проследить движение товара и др.

По сути, выявление любого из указанных обстоятельств дает сейчас налоговикам повод усомниться в реальности сделки и обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды. Такое положение дел обусловлено тем, что на протяжении шести лет ФНС России призывала инспекторов на местах активно и даже изобретательно находить доказательства нарушений.

Так, ФНС России настоятельно рекомендует своим коллегам при доказывании необоснованной налоговой выгоды формальные способы не использовать. И не оперировать отдельными сведениями, которые сами по себе не опровергают реальность сделки.

В настоящее время работа налоговых органов по раскрытию схем с использованием фирм-«однодневок» ведется в трех направлениях:

  • применение автоматизированной программы налоговых инспекций —  Системы управления рисками АСК НДС 2;
  • поиск нестандартных способов доказывания получения необоснованной налоговой выгоды;
  • использование неформального подхода, основанного на анализе финансовых показателей и исследовании движения товара (см. Рисунок 1).

Вооружившись соответствующими рекомендациями, контролеры научились не только раскрывать незаконные схемы возмещения НДС из бюджета, но и делать это, даже если в действительности сделка реальна.

Как сейчас налоговикам рекомендовано доказывать схемы 

Региональные налоговые управления периодически выпускают документы для служебного пользования (далее — «ДСП»), в которых учат нижестоящих коллег тому, как эффективно доказать факт незаконного возмещения НДС. Из анализа последних внутренних «ДСП» можно сформировать общее представление о том, каким образом сейчас налоговики выявляют схемы (см. Рисунок 2).

В первую очередь инспекторы проверят налоговую добросовестность контрагента. У него будут искать прямые и косвенные признаки сомнительной деятельности. В частности, непредставление отчетности, отказные показания директора, ненахождение по юридическому адресу, отсутствие необходимых трудовых и материальных ресурсов. Сведения, которые косвенно указывают на вооружение. Например, один и тот же счет в банке, аффилированность сторон по договору, отсутствие контактов и т.п. 

Во-вторых, налоговики проанализируют расчеты по сделке и движения денег по счетам обоих участников сделки. Если выяснится, к примеру, что обороты у компании есть, а налоги при этом уплачиваются в минимальном размере, проблем не избежать.

Кроме того, быстрое зачисление и списание сумм по схожим основаниям также приведет контролеров на мысль о наличии схемы. В обналичивании денег заподозрят, если после поставки приобретаются ценные бумаги, выдается много займов физлицам.

Длительная отсрочка, как считают в налоговых управлениях, также косвенно свидетельствует о фиктивности сделки. В «ДСП» озвучивают период — более 6 месяцев. Поэтому более продолжительной отсрочки платежа безопаснее избегать.

В-третьих, инспекторам рекомендовано тщательнее исследовать передвижение товара в рамках спорной сделки. Для этого использовать не только представленные компанией документы (путевые листы, товарные накладные), но и любые возможности — карты, нюансы логистики, интернет, показания водителей.

В-четвертых, в последнее время руководство призывает коллег чаще проводить осмотры помещений, где хранится или куда привозится товар. И запрашивать сертификаты на продукцию, чтобы узнать конечных производителей. Часто такая информация наводит на мысль о фиктивной перепродаже товара с целью завышения торговой наценки и, соответственно, суммы НДС к уплате.

С правоохранительными органами раздобыть доказательства проще

Совместные проверки с налоговыми и правоохранительными органами стали все более популярны. В настоящее время статистика такова — полицейских привлекают в каждом шестом случае выездной налоговой проверки. Напомню, правом выявлять, пресекать и раскрывать преступления налоговой и экономической направленности наделено Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и его структурные подразделения (УЭБиПК субъекта РФ, ОЭБиПК окружных УВД Москвы и т.д. ). Порядок взаимодействия налоговых органов и полиции при проведении совместных выездных проверок определен Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденных приказом МВД России (далее — Инструкция).

Так, основаниями для проведения совместной проверки могут быть:

а) наличие у налоговиков необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства; б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые налоговикам направили органы внутренних дел в порядке НК РФ;

в) необходимость участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д. );

г) необходимость помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей (Рисунок 3).

Совместные проверки  договоров поставки товара позволяют найти больше доказательств налоговых правонарушений. Так как при их проведении сотрудники ОВД вправе пользоваться всеми средствами и методами проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, которые предоставлены им законом «О полиции» и законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, в том числе в необходимых случаях они вправе применять силу.

Эффективность совместных проверок достаточно высока. За 2016 год в Москве было возбуждено более 334 уголовных дел налоговой направленности (см. Рисунок 4).

Опасная система управления рисками АСК 2 НДС

В настоящее время налоговики активно применяют автоматизированную программу  — «СУР АСК НДС-2». Эта система управления рисками автоматически определяет, кто из налогоплательщиков «схематозничает» с НДС.

Всех плательщиков НДС в программе делят на три вида: с низким, средним и высоким уровнем риска. К первой группе относятся налогоплательщики, которые ведут реальную деятельность и исправно платят налоги. У них есть адрес, ресурсы, активы. Компании с высоким налоговым риском автоматическая система выявит по следующим признакам: у них нет ресурсов для ведения бизнеса, и они не платят налоги или их минимальные суммы. Средними по степени риска теперь считают все компании, которые система не определит в описанные выше группы.

По данным «СУР АСК НДС-2» выявляются схемы и планируются выездные проверки, определяются схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя. Поэтому компании безопаснее заранее нивелировать все возможные источники повышенных рисков, чтобы не попасть в красную зону (см. Рисунок 5).

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья