ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестиции, Мнение

Китайские компании переносят IPO из США в Китай

Денис Астафьев

Денис Астафьев

Сооснователь компании SharesPro

Для китайских компаний, выходящих на биржу, расчёт того, где разместить свои акции, становится всё более туманным, поскольку торговая напряжённость между США и Китаем удерживает их от IPO на американских биржах. Ряд предстоящих размещений в Китае всё больше повышает доверие к Шанхайскому рынку Star, который существует уже год и на котором, по состоянию на конец третьего квартала, было проведено больше IPO, чем на Нью-Йоркской фондовой бирже или бирже Nasdaq.

Китайские биржи стали более привлекательными, поскольку получили международное признание и внедрили изменения, которые сделали процесс листинга акций менее обременительным.

Относительный успех Китая в борьбе с пандемией Covid-19 также активно способствовал проведению IPO местными компаниями, поэтому фондовые биржи Китая, включая Гонконг, Шанхай и Шэньчжэнь, в этом году привлекли в общей сложности $123 млрд за счёт размещения сотен новых компаний.

Шанхай — определённо лидер в области. В 2020 году там было привлечено $61 млрд посредством публичных размещений, что более чем в три раза превышает общую сумму, собранную в 2019 году. Фактически Шанхайская фондовая биржа демонстрирует такую сильную динамику, что, вероятно, займет первое место в мире по количеству IPO в этом году. Основным фактором бума IPO в Китае является желание правительства страны меньше полагаться на иностранные деньги и технологии и расширить контроль над местным бизнесом.

Исторически сложилось так, что компании, которые размещаются в Шанхае, были крупными государственными банками, энергетическими компаниями и компаниями, оперирующими в сфере недвижимости. Другие крупные китайские бизнесы в поисках инвесторов, особенно в технологической сфере, обычно обращаются за помощью к Уолл-Стрит или Гонконгу из-за препятствий для листинга в Китае, включая запрет на акции двойного класса, дающие руководителям корпораций больше власти.

Но сейчас всё меняется. Курс Си Цзиньпина в сторону самодостаточности продолжает усиливаться, поскольку Пекин продолжает вести жёсткую торговую и технологическую войну с США. Star Market, который по многим параметрам похож на Nasdaq, дебютировал на Шанхайской фондовой бирже в июле 2019 года и является примером такого сдвига. Star Market первым в Китае позволил убыточным компаниям проводить листинг.

Система регистрации IPO в американском стиле также упростила процесс подачи заявок на публичное размещение акций, предоставив эмитентам и инвесторам больший контроль над ценообразованием и сроками. Компаниям также было разрешено предлагать акции двойного класса, как это делают биржи в Нью-Йорке и Гонконге. За 15 месяцев с момента запуска Star Market почти 200 компаний зарегистрировались и привлекли в общей сложности $40 млрд. На долю Star Market в этом году будет приходиться почти 60% рынка IPO в Китае.

Ухудшение отношений Китая с США побудило ещё больше китайских компаний выбрать свою родную страну, а не Нью-Йорк, или, по крайней мере, провести там свои вторичные размещения. Многие компании, котирующиеся в Шанхае или Гонконге в этом году, сделали это из опасений, что США будут становиться для китайских компаний всё более и более враждебным местом для привлечения инвесторов.

Гонконг внёс изменения, которые могут привлечь больше китайских технологических компаний. Hang Seng Indexes, ведущий составитель индексов, объявил в июле, что запустит технологический индекс, который будет похож на Nasdaq, для отслеживания крупнейших технологических компаний. Индексы Hang Seng также изменили правила в мае, чтобы позволить компаниям, выбравшим Гонконг для вторичного листинга, появиться в эталонном индексе. Это проложило путь к добавлению в индекс Alibaba и Xiaomi в качестве компонентов Hang Seng в сентябре.

Глобальный обзор, проиллюстрированный на диаграмме выше, демонстрирует, что на азиатские биржи (включая Гонконг, Шанхай и Шэньчжэнь) приходится львиная доля китайских IPO, если оценивать по привлечённому капиталу (85%) или количеству компаний (91%). Это говорит о том, что даже несмотря на то, что рынок IPO в США, вероятно, установит рекорд в этом году, на азиатских биржах будет наблюдаться ещё больший рост из-за количества и размера китайских компаний, выбравших IPO на этих рынках.

К текущему моменту в 2020 году активность IPO в США намного превзошла всё, что мы видели после глобального финансового кризиса, в том числе не без помощи некоторых китайских компаний. Однако если посмотреть на IPO китайских компаний в совокупности, последние тенденции явно благоприятствуют биржам на материке и в Гонконге. Хотя отсрочка IPO Ant Group по запросу китайских регуляторов в течение нескольких дней после завершения пленарного заседания показала уровень осторожности и просигнализировала о том, что такие компании, как Ant Group, могут более жёстко регулироваться в будущем.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья