ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Китайский для бизнеса: нужен ли вам язык Поднебесной?

Елена Жукова

Елена Жукова

Генеральный директор сети языковых школ ILS

С момента кардинального поворота на Восток, последовавшего за событиями февраля 2022 года, представители бизнес-среды то и дело задаются вопросом, стоит ли выучить китайский. Рынок труда утверждает, что стоит: лишь за первый квартал 2023 года на портале было опубликовано свыше 3,8 тысяч вакансий для специалистов со знанием китайского. Но насколько целесообразно становиться одним из них или обучать сотрудников вашей компании китайскому? 

Сергей Пятаков / РИА Новости

Положительные стороны 

Прежде всего, давайте разберемся, чем китайский действительно способен помочь представителю бизнес-среды, будь то владелец компании или специалист в международной корпорации.

Стоит заметить, что тренд на рост китайской экономики сохраняется не одно десятилетие. Прогнозы МВФ говорят о том, что в 2023 году рост китайского ВВП ожидается до 5,2%, еще до 4,5% — в 2024-м. Последствия пандемии все еще преследуют КНР, но уже налицо очевидный подъем экономики.

Какое это отношение имеет к обсуждаемой нами теме? Самое прямое. Китайские международные компании будут становиться все сильнее и играть все большее значение в мировой экономике, и если вам удастся выстроить прочное взаимодействие, это пойдет на пользу вашему бизнесу. А, как известно, лучшая опора для взаимоотношений — контакт на родном языке вашего визави. В странах Востока это и еще в разы актуальнее — там традиции ценятся превыше всего, а культура проникает в полной мере даже за столы переговоров.

Если вам пока не пришлось стать владельцем компании, но вы являетесь специалистом, желающим трудоустроиться в международную корпорацию, то владение китайским добавит вам бонусов в глазах работодателя. В 2022 году востребованность специалистов с китайским языком в активе возросла на 70% по сравнению с 2021 годом (было опубликовано 7,6 тысяч вакансий). Превышение показателей допандемийного периода было более чем на 45%. В 2023 году лишь за первый квартал было размещено 3,8 тысяч вакансий для специалистов, владеющих китайским. Особенно подобные кадры были нужны в таких отраслях, как «Перевозки, логистика, ВЭД» (9% от общего числа вакансий для китаистов), «Образовательные учреждения» (9%), «Услуги для бизнеса» (8%), «Товары народного потребления» (непищевые) (7%) и «Розничная торговля» (7%). А предложения о работе могли быть как с вариантом полного рабочего дня (81%), так и в формате гибкого графика и удаленки (11%). Отнюдь не плохими были и условия по оплате труда: от 50 тыс. руб. (47%), от 90 тыс. руб. (29%), от 175 тыс. руб. (15%).

Замечу, что, проанализировав открывающиеся перспективы, многие решились зайти в мир иероглифов в последние полтора года. Так, спрос на изучение китайского языка в сети школ ILS среди взрослой аудитории вырос после февраля 2022 года в два раза, среди детской — в три.

Каких сюрпризов ждать за поворотом

Но, как известно, китайский язык не из простых. И трудностей в его изучении предостаточно. Хорошо бы иметь о них представление, прежде чем принимать решение о том, стоит ли вставать на этот путь.

За поворотом, ведущим на эту дорогу, изучающих язык ждут такие базовые проблемы, как:

  • Отсутствие алфавита. Да, этот язык не похож на всем привычные иностранные языки, основанные на латинице. Стоит быть готовым к тому, что без знания иероглифов читать не получится. Однако решение, которое поможет в начале пути, есть — электронный словарь: пишите иероглиф и получаете информацию, как он читается и что обозначает. Стоит и осознать, что иероглифов бесчисленное количество, и многими из них не пользуются даже носители языка.
  • Тоновость языка. В китайском 4 основных тона и 1 нейтральный. И знать различие между ними принципиально важно: тон может менять иероглиф и смысл слова.
    Сравните:
    好酷 Hǎo kù – Очень круто.
    好苦 Hǎo kǔ – Очень горько.
    嚎哭 Háo kū – Громко плакать, вопить.
  • Диалекты. В Китае проживают представители 56 национальностей, и каждая из них имеет свой язык. Да, изучают в образовательных учреждениях традиционный китайский, то есть «Путунхуа» или «Мандарин», но каждая провинция имеет свои нюансы произношения, а порой и вовсе разные названия для одних и тех же вещей.

Но есть и бонус — грамматика китайского языка максимально проста: в ней нет времен, склонений и родов. И количество слов разительно отличается: 5 слов на китайском могут равняться по значению 15 словам на русском.

Как принять верное решение? 

Если описанные выше сложности вас не отпугнули и вы продолжаете рассуждать о целесообразности изучения китайского в ваших бизнес-целях, то принимать решение стоит исходя из вашей сферы деятельности. Если вы владелец сети магазинов, торгующих итальянскими кухнями, то изучение китайского будет, безусловно, сомнительной затеей. Если только вы не решите переориентироваться на поставки мебели из КНР.

В том же случае, когда объективная реальность в вашей области профессиональной деятельности говорит о том, что китайский может быть вам полезен, попробуйте прикоснуться к этому языку и посмотреть, как пойдет дело. Приведу лишь еще один аргумент в пользу совершения такой попытки: в случае с китайским качество диджитал-перевода очень низкое. Следовательно, рассчитывать на технологии в выстраивании деловых контактов точно не приходится. Остается лишь учить язык самостоятельно или привлекать профессиональных переводчиков для решения каждой бизнес-задачи.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья