В Москве скоро появится инновационный кластер: соответствующий закон Московская городская дума приняла 19 февраля. Ядром инновационного кластера будет IT-платформа для взаимодействия всех, кто хочет создать новый продукт/услугу или ищет в Москве партнеров для высокотехнологичного проекта. На ней можно будет взаимодействовать с органами власти, государственными корпорациями и подавать заявки на получение специализированных мер поддержки.
Вообще, в России создание кластеров является уже довольно старым инструментом промышленной политики. Некоторые эксперты даже называют кластерную политику «мейнстримом в отраслевой конкуренции с другими странами». Однако каковы же реальные результаты политики создания промышленных кластеров? Идеальна ли принятая модель или в ней надо что-то подправить? На этот вопрос «Инвест-Форсайт» попросил ответить двух авторитетных экспертов: ректора Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Виктора Гришина и директора департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артема Шадрина.
Виктор Гришин, ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова
— По наблюдениям экспертов нашего университета, кластерная политика, включающая в себя создание инновационной бизнес-среды в России через формат кластерного подхода, эффективно показала себя в ряде российских регионов с 2012 года, когда правительство РФ заявило о начале реализации кластерной политики в рамках Стратегии инновационного развития до 2020 года. Известны примеры наиболее успешных регионов, среди которых можно отметить Республику Татарстан и Калужскую область, где формирование и дальнейшее развитие кластеров осуществлено на базе сложившихся мощных производственных комплексов. Однако хотелось бы обратить внимание на значительно меньший (относительно вышеприведенных примеров) по объему, но имеющий существенные перспективы развития «Смоленский льняной кластер». Он был создан при участии ООО «Вяземский машиностроительный завод», ООО «Вяземский льнокомбинат» и администрации Смоленской области. Объединенные усилия позволили сформировать полноценную цепочку производства (от выращивания льна до производства конечной продукции), которая при этом имеет потенциал дальнейшего развития и расширения состава участников кластера.
Одним из ключевых преимуществ инновационного кластера является создание полноценной цепочки производства, включающей в себя не только замкнутый цикл работ, но и целевые научные разработки, финансирование которых поддерживается со стороны профильных министерств, а также обучение и подготовку персонала. Завершенный цикл предполагает снижение себестоимости производимой продукции и, следовательно, рост маржинальности производства, а это — прямой интерес бизнеса. В этой плоскости инновационный кластер Москвы является уникальной площадкой, имеющей на своей территории беспрецедентно высокий уровень концентрации задействованных центров принятия решений. Здесь предполагается оперативная коммерциализация (т.е. создание добавленной стоимости) инициатив инновационного сектора при возможности эффективной синхронизации ресурсной базы, представленной в Москве: 173 образовательных учреждения, 719 научных организаций, 15 670 IT-компаний, 7240 высокотехнологичных производственных предприятий и т.д. Оперативное вовлечение этих структур в инновационный кластер — вопрос грамотной административной поддержки, налаживания межотраслевых связей и стимулирования стартапов (за счет финансовых и нефинансовых мер поддержки) силами фонда, учредителем которого станет правительство Москвы.
Артем Шадрин, директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России
— Кластеры позволяют привлекать инвестиции за счет концентрации технологий на территориях с высоким научным, кадровым и инновационным потенциалом. В формировании стратегии развития кластера участвуют представители бизнеса, власти и научных организаций, что дает возможность обеспечивать инициирование и реализацию масштабных совместных проектов, которые не под силу в одиночку отдельным компаниям. Это, конечно, также позволяет снижать риски и увеличивать объем привлекаемых инвестиций.
Например, Калужская область после приобретения опыта успешного развития кластера автомобилестроения стала развивать инновационный фармацевтический кластер. Регион, реализуя задачу привлечения инвестиций, обеспечивает поддержку подготовки профессиональных кадров, разработку новых препаратов в рамках специализированного технопарка и инжинирингового центра, став точкой размещений производств ведущих российских и зарубежных фармкомпаний. В настоящее время ведется подготовка проекта профильной «технологический долины» на базе филиала МИФИ в Обнинске.
Следующим важным примером формирования кластера нового типа станет инновационный кластер Москвы, в рамках которого должна быть решена задача выстраивания многосторонней коммуникации между сотнями предприятий, научных и образовательных организаций, финансовых институтов, результатом чего станет ускорение темпов роста высокотехнологических компаний, значительное увеличение числа создаваемых технологических стартапов, расширение масштабов венчурного рынка и объемов привлекаемых прямых инвестиций.