ENG
Прогнозы

Когда исчезнут наличные деньги

Тим Кук, глава компании Apple, в очередной раз предрек скорое окончание эры наличных денег. Он уверен, что современные потребители по всему миру уже готовы к полному переходу на новые платежные технологии. «Мы хотели бы стать катализатором процесса вывода денежных средств из наличного обращения, – заявил Кук. – Нам кажется, что на самом деле люди не очень любят наличные».

11217354694_a7b2e2b1bf_kПо мнению экспертов, Кук, как и многие нынешние футурологи, считает, что финансовая система взяла курс на развитие безналичного общества, и эра «без наличности» может наступить уже в течение ближайших 20-40 лет. Исходя из этого, компания Apple планирует стать лидером в области разработки и внедрения соответствующих технологических решений.

По словам Кука, Apple намерена увеличить свое присутствие на рынке мобильных платежей во всех азиатских странах, в том числе и в Японии. К слову сказать, платежная система Apple Pay вышла на японский рынок почти в то же время, что и на российский, – в октябре нынешнего года. А новый смартфон IPhone 7 станет первым мобильным телефоном, предназначенным для работы с японской бесконтактной платежной системой FeliCa .

Ранее Тим Кук уже не раз выражал уверенность в том, что наличные уходят в прошлое. «Ваши дети не будут знать, что такое наличные деньги», – говорил он в прошлом году, выступая перед студентами в колледже в Дублине.

Однако пока что традиционные монеты и купюры по-прежнему являются недосягаемым лидером на мировом финансовом рынке. Даже в такой прогрессивной стране, как Великобритания, наличные используются более чем для половины платежей. Но вместе с тем люди все чаще пробуют и новые платежные системы и технологии, например, такие как Apple Pay и Google Wallet.

Примерно год назад британский Lloyds Bank провел опрос среди своих клиентов относительно использования наличных денег. Оказалось, что 39% респондентов склонны полагать, что их потребность в наличных деньгах может исчезнуть в течение ближайших десяти лет. Результаты работы лидера британского рынка бесконтактных платежей – компании Barclaycard косвенно подтверждают эти выводы: объем проведенных ею бесконтактных платежей ежегодно увеличивается вдвое.

Впрочем, не везде прогресс идет одинаковыми темпами. К примеру, согласно данным исследования, проведенного компанией Accenture, в Северной Америке число потребителей, которые при оплате покупок в магазинах предпочитают использовать свои мобильные телефоны, до сих пор остается крайне низким. И это на фоне того, что осведомленность людей о существовании и механизмах работы такой технологии постоянно растет, а популярность традиционной наличности год за годом снижается.

Среднестатистический житель Соединенных Штатов, как правило, имеет в кармане лишь мелочь, годную, например, для совершения мелких повседневных покупок, а любые более-менее крупные приобретения предпочитает делать с помощью платежных или кредитных карт, в том числе и бесконтактных. В целом же жители Северной Америки предпочитают совмещать разные методы платежей. По данным опроса, 60% американских потребителей используют наличные (за год этот показатель уменьшился на 7%), почти столько же (59%) платят с помощью дебетовых карт, а 53% – с помощью кредитных.

Американские технологические гиганты – Apple и Google – изо всех сил стараются популяризировать мобильные платежи. Но пока интерес аудитории к этим технологиям остается «в пассиве». Лишь половина (56%) жителей Канады и США осведомлены о том, что в принципе представляют собой мобильные транзакции, и за минувший год этот показатель вырос всего лишь на 4%.

Доля тех североамериканцев, которые регулярно (то есть как минимум раз в неделю) оплачивают товары или услуги с помощью своих смартфонов, составляет всего лишь 19%.

Представители российского финансового сообщества считают, что в России роль наличных денег в экономических взаимоотношениях в ближайшее время будет только возрастать. По данным портала «Петербургский дневник», ежедневного издания Правительства Санкт-Петербурга, причина этого – не только в неоднородном технологическом развитии российских регионов, но и в снижении процентных ставок по депозитам. Как считают эксперты, это означает, что склонность наших соотечественников к хранению сбережений в наличных деньгах будет расти.

Автор: Андрей Кондратьев

Статьи по теме:

Банки России начали работать с Apple Pay

Сразу девять российских банков объявили о том, что они начинают работать с системой Apple Pay. В список избранных инновационных кредитных организаций вошли «Альфа-банк», «ВТБ24», «МДМ», «МТС Банк», «Открытие», «Райффайзен», банк «Санкт-Петербург» и «Тинькофф».

Материалы по теме


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.