На фоне введения новых правил (поправки в 161-ФЗ «О национальной платёжной системе») число блокировок счетов российских граждан выросло, отмечает главный аналитик Neomarkets Олег Калманович.
Тем не менее говорить о массовых блокировках мы не можем, подчеркивает эксперт. Случаи единичны, но так как пострадавшие жалуются в СМИ, в соцсетях и пишут комментарии на новостных порталах, создается впечатление, что таких злоупотреблений со стороны банков очень много.
«В то же время новые правила сильно усложнили жизнь мошенникам. У граждан появился правовой механизм возврата средств, которые могут достаться злоумышленникам. То есть польза несравнимо большая, чем вред, — уверен аналитик. — Блокировка счетов — это неприятно, но такие ситуации разрешаются, а банки действуют в рамках инструкций Центробанка».
При этом стоит признать, что новые требования ударили в первую очередь по инфраструктуре банков, продолжает Олег Калманович. Необходимо прописать новые процедуры, установить ответственных и порядок разрешения конфликтных ситуаций и возврата средств потерпевшим, внедрить эти протоколы в корпоративные системы, обучить сотрудников и нанять в случае необходимости новых. Выросла расходная часть на организацию и комплаенс.
«Пострадать рядовые граждане от неправомерных блокировок могут в таких случаях: перевод крупных сумм между собственными счетами самому себе в другой банк (квалифицируется как подозрительная операция); открытие счетов в банках на имя клиента в стороннем банке (налицо действия злоумышленников); денежные переводы друг другу, с немедленным снятием наличных в банкомате, при которых обороты высокие, а остаток на конец дня близок к нулю. Это показатель клиента, которого используют в качестве дропа (вольный или невольный участник мошеннических операций)», — поясняет специалист.