Франчайзинг — один из самых популярных способов инвестиций в кризисный период, особенно если вкладываться в фастфуд. По такой бизнес-модели сейчас развиваются «Макдональдс», «Сабвей», «Бургер Кинг», KFC… Крупные компании, уже не одно десятилетие продающие франшизы во всем мире, в России сталкиваются с серьезными вызовами. Так, кейс российского бренда KFC, принадлежащего компании YUM! Brands Russia, демонстрирует большую разницу между соотношением собственных и партнерских ресторанов в нашей стране и за границей. Если в мировой практике доля франчайзинговых ресторанов KFC составляет 94-95%, то в России на 30% корпоративных ресторанов приходится 70% франчайзинговых.
Директор по развитию YUM! Brands Russia Татьяна Шаманская считает, что на такой значительной разнице в цифрах сказываются две причины: экономическая — первые российские рестораны быстро окупились и показывали хорошую возвратность средств, поэтому передавать их партнерам не хотели; и технологическая: собственные рестораны — плацдарм для внедрения инноваций.
Глобальная цель компании — довести долю партнерских ресторанов до 98% во всем мире. Таких же показателей будут добиваться и в России. В процессе рефранчайзинга YUM! Brands Russia оставит себе около 50 ресторанов в качестве инновационного хаба, где будут тестировать запуск новых продуктов, дорабатывать программы доставки, оплаты через киоски, технологические решения. Интересно, что российский офис американской корпорации с начала года стал межрегиональным хабом для развития бизнеса в центральной и восточной Европе.
В планах компании, которые она официально озвучила несколько недель назад, — продажа 180 собственных ресторанов, как уже действующих, так и тех, которые будут открыты в ближайшее время, стратегическому партнеру к середине 2018 года. Бывший топ-менеджер российского подразделения KFC оценил покупку 180 ресторанов сети минимум в $100 млн. Подготовкой будущих сделок занимается PwC. По словам Раисы Поляковой, сейчас идет биддинг потенциальных покупателей, и профиль инвестора значения не имеет — это могут быть игроки отрасли, а также инвестиционные фонды, фонды, управляющие семейным благосостоянием, и уже существующие франчайзи. Однако важным аспектом при выборе партнера станет не только его готовность купить рестораны, но и желание активно развиваться в тех регионах, где рестораны присутствуют.
Самыми динамичными в YUM! Brands Russia видят Московскую область, южные регионы: Краснодарский край, Сочи и все побережье Черного моря, несмотря на выраженную сезональность; Сибирь, Дальний Восток. А вот столица практически исчерпала свои возможности. Однако потенциал есть в других регионах — даже в центре России, где покупательская способность населения небольшая. В таком случае встает вопрос построения правильной бизнес-модели, которая была бы интересна партнерам при сохранении доступности продукта.
Так, сейчас в поселке городского типа Шаховская Московской области, где живет 10 тысяч человек, проходит эксперимент с рестораном малой формы. Эту модель потом предполагается масштабировать в городах с населением до 100 тысяч человек. KFC ищет возможность работать не на высоком столичном трафике: для этого оптимизируется пространство ресторана, модифицируется меню… Параллельно тестируется программа доставки. Это оправданно: растет число заказов недорогих блюд на дом или в офис. Согласно исследованию NPD Group, на дом заказывать пиццу стали на 34% чаще, а продажи пирогов выросли на 24%. Сейчас в KFC изучают разные форматы партнерства, но держать собственный штат доставки не планируют. Все силы по-прежнему будут сосредоточены на основном продукте и быстром сервисе. Кстати, в Новой Зеландии KFC подключила к доставке блюд почтовую службу, которая страдает от недостатка писем и почтовых отправлений. Также отрабатывают формат Drive для проголодавшихся автолюбителей и развивают программы лояльности.
Глобальная стратегия компании — расширение за счет франчайзи — дает плоды.
«Мы собираемся и дальше планомерно увеличивать количество ресторанов в России и СНГ и планируем управлять до 1000 точек к 2020 году», — поделилась планами Раиса Полякова.
Сегодня у бренда 600 ресторанов в России и СНГ, причем 109 ресторанов были открыты в 2016 году. Это неудивительно, потому что сегмент фастфуда демонстрирует стабильный рост на фоне общей стагнации. Исследовательская компания NPD приводит такие данные: если число питающихся вне дома россиян в 2016 году сократилось на 3%, то посещаемость сетей быстрого питания на 6% выросла. В крупнейших городах общий оборот ресторанов быстрого питания достиг 200 млрд рублей, что сегодня составляет 40% всего рынка общепита. Во-вторых, крупные сети делают ставку на развитие с помощью франчайзинговых партнеров, и это становится главной страховкой для инвестора.
Представитель одного из франчайзи, генеральный директор ООО «Знак» Андрей Пестов, открыл 5 апреля 600-й ресторан KFC у метро Войковская. У него уже есть несколько сетевых ресторанов, но пришел аппетит к новым инвестициям, поэтому компания заявляет о готовности открыть еще пять брендированных точек быстрого питания.
Самый большой партнер KFC на сегодняшний день — польская компания «Ам Рест», которая владеет в России более 100 ресторанов. В числе основных франчайзи также крупные региональные предприниматели. Мелкому и среднему бизнесу такая франшиза может быть не по карману. Затраты на открытие ресторана «in-line» составляют, по данным Yam! Brands, около $1 млн. Большая часть — 37% суммы — приходится на строительно-отделочные работы. Вторая статья расходов — технологическое оборудование (25%), 15% инвестиций пойдет на декор и рекламное оформление ресторана внутри и снаружи. Паушальный взнос — $48 400, роялти — 6%. Окупаемость проекта сильно зависит от региона и формата ресторана; в среднем она составляет 4 года.
Член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) Екатерина Сойак отмечает, что в России около 2,5 тысяч компаний называют себя франчайзерами, 350 из них являются таковыми с сильной натяжкой, но реально только сотня компаний вносит вклад в развитие предпринимательства в России по модели франчайзинга. Самыми популярными на всем протяжении кризиса остаются франшизы в сфере услуг и общепита.
«Франшиза KFC и компаний похожего формата всегда пользуются очень большим спросом. Хотя инвестиции в объеме 50-60 млн руб — это серьезные вложения с долгой окупаемостью. Покупателей такой франшизы привлекает организованная система стандартов качества и бизнес-модель. Фактически это — отлаженная машина, которую надо только запустить. Когда кризиса нет, люди с большей готовностью инвестируют в собственные креативные идеи и готовы рисковать. С началом кризиса инвесторы с серьезными капиталами стали обращать внимание на работающие системы во франчайзинге. При этом в сфере общественного питания гораздо больше сильных игроков, которые способны выстроить систему благодаря их западным корням. В сегменте услуг франшизу предлагают преимущественно российские компании, которые еще молоды и многие бизнес-процессы которых постоянно подстраиваются».
Однако заграничная прописка не является гарантией выживаемости. Как напоминает партнер Colliers International Анна Никандрова, не пережили последний кризис и закрыли свои точки такие сети, как Pinkberry, Magnolia Bakery и Wendy’s. Последний бренд развивала в России по франчайзингу компания «Венрус ресторанная группа», однако в 2014 году брендированные рестораны были закрыты. Официально причинами закрытия называли разногласия американской компании с российским франчайзи, которые, стартовав в 2010 году, взяли на себя обязательства открыть 180 ресторанов по всей стране, но смогли запустить только восемь точек — и только в столице. Также в апреле 2015 года банкротом было признано ООО «Яркая звезда», ключевой на тот момент франчайзи сети Carl's Jr.
Автор: Анна Орешкина