ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Мнение

Константин Богданенко: «Решение об инвестициях принимают люди»

По данным Ernst & Young Global Limited (EY), Приморский край занял третье место в рейтинге российских регионов по привлечённым прямым иностранным инвестициям в 2018 году, уступив только Москве и Санкт-Петербургу. Регион показал хорошую динамику и в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов АСИ, за год переместившись с 76 места на 55-е. Заметное улучшение инвестклимата здесь во многом связывают с именем Константина Богданенко, врио вице-губернатора Приморского края, курирующего вопросы экономики, развития предпринимательства, туризма и госзаказа. О том, какие инструменты использовали в регионе для того, чтобы достичь результата, Константин Богданенко рассказал деловому журналу «Инвест-Форсайт» в эксклюзивном интервью.

Константин Богданенко: «Решение об инвестициях принимают люди»
Фото: Администрация Приморского края

— Константин Сергеевич, в последние годы в России активно декларируется политика «разворота на Восток». На ваш взгляд, как она реально сказалась на инвестиционном климате Приморского края?

— Для меня как человека, который родился и живет в Приморье, главным результатом политики «разворота на Восток» стало не столько укрепление торгово-экономических связей России с нашими азиатскими соседями, хотя это тоже напрямую влияет на развитие экономики, сколько развитие Дальнего Востока в целом как территории для комфортной жизни людей, для ведения бизнеса.

С того момента, как впервые президент заявил о восточном векторе внешней политики, с регионами по-новому заработали федеральные органы власти. Было создано Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, заработали такие институты развития, как Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ), АПИ и Фонд развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала.

Началась работа над созданием условий для жизни. Нужно было не просто остановить отток населения, а обеспечить его прирост — сподвигнуть людей к переезду к нам из других регионов. Для этого в помощь пошло федеральное финансирование в качество жизни: инфраструктуру, медицину, образование.

При этом государственная политика направлена на то, чтобы сделать Дальний Восток точкой притяжения и для бизнеса. Для решения этой задачи работают особые экономические режимы территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ). И по последним данным АО «КРДВ», порядка 70% компаний, которые получили статус резидентов, — а их уже больше 1,6 тысяч — из всех дальневосточных регионов выбрали местом реализации своих инвестиционных проектов именно Приморский край.

Справка: для того чтобы создать действительно привлекательные условия для российских и иностранных инвесторов, на Дальнем Востоке действуют режимы территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Это инструменты, экономическая эффективность которых понятна любому бизнесмену:

• 0% по налогам на имущество в течение 5 лет и льготные ставки на протяжении следующих 10 лет;
• 0% по налогу на землю в течение 5 лет;
• снижение социальных выплат с 30% до 7,6% в течение 10 лет;
• понижающий коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых в течение 10 лет;
• для резидентов СПВ — упрощенная процедура получения земельных участков, а в случае с ТОР — участков с уже готовой инфраструктурой в виде дорог, электричества, воды и газа;
• привлечение иностранной рабочей силы без учета квот;
• возможность применения режима свободной таможенной зоны.

Приморье также остается лидером Дальнего Востока по развитию малого и среднего бизнеса, здесь работают 91,5 тысяч субъектов МСП.

— Чтобы сделать регион самым привлекательным для предпринимателей и инвесторов, только федеральных усилий недостаточно. Какое участие в этом принимают краевые и муниципальные власти?

— Мы сегодня сконцентрированы на улучшении регионального инвестиционного климата. Сокращаем и упрощаем административные процедуры, делаем акцент на открытости государственных органов, создаем удобные онлайн-сервисы, обновили Инвестиционный портал Приморского края. В этом плане отдельно стоит отметить роль Восточного экономического форума, который в 2019 году состоится уже в пятый раз. Для Приморья эта площадка стала возможностью презентовать себя крупнейшим инвесторам России и стран АТР. Для развития региона это имеет огромное значение. Я глубоко убежден, что решения об инвестициях принимают люди. И когда главы крупнейших компаний приезжают к нам, своими глазами видят, как с каждым годом меняется Владивосток, видят внимание первых лиц, знакомятся с проектами, которые уже успешно реализуются здесь, они начинают всерьез думать о том, чтобы начать работать на нашей территории.

Что касается привлечения иностранных инвестиций, то можно сказать, мы еще только в начале пути. Прошло не так много времени с того момента, как на нас обратили внимание крупнейшие игроки экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. Но у Приморья есть все инструменты для работы с ними. Мы видим успешные бизнес-проекты, фиксируем, что интерес к региону со стороны иностранных инвесторов растет. Это подтверждают и независимые исследования. По данным исследования EY, Приморский край занял третье место в рейтинге российских регионов по привлечённым прямым иностранным инвестициям по итогам 2018 года, уступив только Москве и Санкт-Петербургу. Если же говорить об общем объеме иностранных инвестиций в экономику Приморского края, то по итогам 2018 года он составил $488 млн.

Какова динамика развития Свободного порта Владивосток и ТОРов в регионе: объем инвестиций, крупнейшие резиденты, количество ожидаемых рабочих мест, ожидаемый экономический эффект для Приморского края?

— За все время действия режимов ТОР и «Свободный Порт Владивосток» компании-резиденты вложили в экономику Приморья почти 120 миллиардов рублей, запустили 137 новых предприятий, на которых начали работать 11 000 человек. За период с 2016 года по 1 квартал 2019 года поступления в консолидированный бюджет региона от их деятельности составили 13,8 миллиардов рублей. Эти средства мы используем для решения задач социального блока.

Крупные проекты реализуются поэтапно. К примеру, в ТОР «Большой Камень» строится вторая очередь крупнейшей судостроительной верфи в России «Звезда». Там уже ведутся работы по созданию восьми судов одновременно, среди которых танкеры типа «Афрамакс» и судно снабжения ледового класса. В портфеле заказов верфи уже 38 судов, но официально говорить о завершении проекта мы сможем только в 2024 году.

Еще один крупный проект, строительство которого планируется в ТОР «Нефтехимический», — Находкинский завод минеральных удобрений. Завод сможет выпускать 1,8 млн тонн метанола и 1,8 млн тонн аммиака ежегодно, которые в дальнейшем будет востребованы как на внутреннем рынке, так и экспортироваться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Запуск начнет производство и выйдет на полную мощность в 2023 году, работу на предприятии получат 1,5 тысячи человек.

ТОР «Михайловский» лучше всего подходит для реализации сельскохозяйственных проектов. Приведу в пример один из один из них: компания «НК ЛОТОС» строит крупный тепличный комплекс на 30 гектарах земли, который сможет производить до 25 тысяч тонн экологически чистых овощей в год. Запуск первого этапа проекта запланирован в этом году.

Больше всего резидентов выбрали ТОР «Надеждинская» — так как она находится ближе всего к Владивостоку. Здесь инвесторы реализуют проекты в различных сферах — от производства бытовой химии до логистических центров, строительства гостиниц; много предприятий в сфере сельского хозяйства. Один из крупнейших проектов принадлежит группе компаний «Арника» — это строительство двух предприятий: одно будет производить корма, а второе — витамины и ветеринарные препараты для крупного рогатого скота, птицеводства и свиноводства. Пока такого рода продукцию в Россию в основном импортируют из-за рубежа. Сейчас на площадке полным ходом идет строительство, запуск производств запланирован на 2020 и 2021 годы.

Всего в Приморье зарегистрированы 84 резидента ТОР, реализующих проекты с общим объемом инвестиций в 981,7 миллиардов рублей с перспективой создания более 26,9 тысячи рабочих мест. Если говорить о резидентах Свободного порта Владивосток, то их уже больше 1000. В основном это малый и средний бизнес. Для них этот режим стал дополнительным стимулом развития.

Конечно, есть и большие проекты. Это заводы по производству строительных материалов, крупные логистические центры, гостиничные комплексы, медицинские и спортивные центры, предприятия, работающие в сферах сельского хозяйства, марикультуры, транспортных и грузовых перевозок, жилищного строительства и других направлениях. Общий объем заявленных инвестиций по всем проектам составляет 537 миллиардов рублей, планируется, что будет создано около 60 тысяч рабочих мест.

— Приморский край — один из наиболее привлекательных регионов России с точки зрения развития местного туризма. Какие инвестпроекты в данной сфере реализуются, какие, на ваш взгляд, наиболее перспективны?

— Можно сказать, что Приморскому краю повезло, потому что рядом с нами живут активные и любознательные соседи. Немаловажное значение имеет и то, что мы смогли выстроить удобную логистику: привлечь новые иностранные авиакомпании и запустить новые авиарейсы в страны АТР, вернули себе статус порта, в котором можно начать круизное путешествие. То есть лайнеры теперь не просто заходят «в гости» во Владивосток, но и принимают на борт новых пассажиров.

Сейчас мы стали местом, с которого азиатские туристы открывают для себя Дальний Восток, а вместе с ним и всю Россию. В свою очередь россияне из других регионов страны все чаще выбирают Владивосток как стартовую точку для путешествия в Азию. С каждым годом мы фиксируем рост туристического потока примерно на 25%, в прошлом году Приморье посетили 4,5 миллиона гостей, из них 652 тысячи — иностранцы. При этом число туристов продолжает расти, в первом квартале этого года динамика посещений гостей из-за рубежа — плюс 29%. Это делает туристскую отрасль действительно привлекательной для российских и иностранных инвесторов. Рынок на это, кончено же, реагирует. Открываются новые рестораны, кафе, торговые центры, места развлечений, разнообразнее становятся предложения экскурсионных фирм. То есть развивается сектор, который позволяет туристу интересно провести время в Приморье и, что важно для экономики, с удовольствием потратить деньги.

Наиболее перспективной для инвесторов становится сфера гостеприимства. Эта ниша еще не полностью занята. Несмотря на то, что местные гостиницы проводят реновацию, открываются новые комфортабельные хостелы, остается высокая потребность в гостинцах премиум-класса. И здесь мы ждем крупных опытных игроков. На мой взгляд, самыми интересными для инвесторов направлениями также являются развитие проектов курортного направления, а именно гостинично-развлекательных комплексов в популярных туристических местах. Также у нас нет кемпингов и глемпингов, которые были бы востребованы поклонниками экологического и экстремального туризма, и мы надеемся, что такие проекты скоро появятся в регионе. Есть интересный большой проект по созданию туристического кластера «Приморье» под Владивостоком, где расположена одна из четырёх официально разрешенных в России игорных зон. Но только игровой составляющей мы не ограничимся. Ведем переговоры по строительству гольф-поля, парка развлечений, аквапарка.

— Что тормозит привлечение инвестиций в местную экономику? Что, наоборот, служит стимулирующим фактором для их привлечения?

— На Дальнем Востоке небольшой внутренний потребительский рынок, поэтому создавая здесь производство чего-либо, инвестор должен продумать стратегию сбыта своей продукции. В этом плане решением может стать продвижение товаров в другие регионы России или на экспорт. Условия для этого есть: внешнеторговый оборот региона с каждым годом растет, и поэтому мы видим проблему в высокой загруженности двух основных каналов транспортировки грузов — железной дороги и автомобильных пунктов пропуска. Для решения этих проблем сейчас в том числе разрабатывается Национальная программа развития Дальнего Востока, где большой блок посвящен перспективному развитию транспортной и приграничной инфраструктуры. Реконструкция пунктов пропуска на границе с Китаем уже включена в мероприятия национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Инвестору также важна политическая стабильность, понятная стратегия развития территории. Ни для кого не секрет, что за предыдущие два года в Приморье три раза сменился губернатор. На это время многие инвесторы «взяли паузу», так как было непонятно — с кем вести переговоры, чего ждать от краевых властей. В прошлом году край возглавил Олег Кожемяко, с избранием которого пришло ощущение стабильности. Под его руководством в новом формате заработал Инвестиционный совет, куда может обратиться любой инвестор — презентовать свой проект, получить всестороннюю поддержку, если он столкнулся с трудностями или административными барьерами.

С начала года мы в два раза снизили налоговую нагрузку для новых компаний, которые работают в сферах IT, утилизации отходов и других направлениях. Действуют программы льготного кредитования, выдаются поручительства Гарантийного фонда Приморского края, Центр поддержки предпринимательства помогает местным производителям вывести свою продукцию на экспорт. Инвесторы могут получать инвестиционный налоговый вычет.

— Для инвестора одним из ключевых критериев является возвратность вложенных средств. Насколько инвесторы Приморского края защищены в этом плане? Какие особые меры защиты для поддержки инвесторов, на ваш взгляд, уже доказали свою эффективность, а какие следует изменить?

— В Приморском крае на законодательном уровне закреплен ряд гарантий для инвесторов, у которых заключены соглашения о реализации инвестиционных проектов на его территории. К примеру, если в регионе принимается нормативный акт, ухудшающий условия работы инвестора, то для последнего продолжают действовать условия, закрепленные в ранее подписанном инвестиционном соглашении. Гарантируется стабильность условий предоставления господдержки в течение срока окупаемости инвестпроекта.

Интересы резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток, в том числе в судебных инстанциях, представляет Корпорация развития Дальнего Востока. Инвестиционное агентство Приморского края в свою очередь обеспечивает индивидуальное сопровождение, помогает преодолеть административные барьеры на федеральном, краевом, муниципальном уровнях, если они мешают реализации проекта. Я уже говорил и о возможности представить проект на Инвестиционном совете при губернаторе.

Сейчас мы активно вовлекаем бизнес в реализацию проектов в формате государственно-частного партнерства. Преимущества для инвестора здесь заключаются в том, что он не просто строит какой-то объект по заданию государства, но сохраняет за собой право его дальнейшего обслуживания и за счет этого возвращает вложения, а затем и получает прибыль. Кроме того, инвестор может предоставлять сопутствующие платные услуги. Период окупаемости проекта четко прописывается в соглашении, поэтому риски в этом случае минимальные.

Беседовал Александр Вершинин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья