ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестклимат

Коронавирус: готова ли Франция к худшему развитию событий?

Китай далеко от Европы географически, но в современном мире трудно отыскать страну, которая не была бы тесно связана с Китаем экономически. Не исключение и Франция. Влияние китайской эпидемии, а в еще большей степени — вызванной эпидемией паники сегодня чувствуется во многих отраслях французской экономики. 

Коронавирус: готова ли Франция к худшему развитию событий?

Автомобильный сектор

Более 100 крупнейших французских предприятий ведут свой бизнес в Восточном Китае; сложившаяся ситуация может привести к значительным финансовым рискам, от которых застрахованы менее 10% компаний, так что французским страховщикам банкротство точно не грозит, чего не скажешь о самих игроках рынка.

Кристиан Янсон, президент Европейской компании по производству автомобильного оборудования SEDEPA, открывшей в Китае несколько дочерних предприятий с 600 человек, производящих комплектующие для Renault, PSA и Opel — это центральные подлокотники, накладки на пороги и чехлы для автомобилей высшего класса, говорит:

«Мы крайне обеспокоены происходящим в Китае. Сейчас закрытие фабрик, навязанное нам китайскими властями, соответствует датам отпусков до середины февраля, но вопрос, что будет потом. Клиенты звонят нам, но ответа пока нет. Китайские власти могут не открыть фабрики, а у автопроизводителей запасов хватит примерно до середины марта…»

Airbus на выход

В некоторых секторах экономики пока не видят никакого влияния коронавируса на их бизнес. На днях Airbus объявил о закрытии производства в Тяньцзине, в 100 километрах от Пекина, где производится 10% из 650 самолетов A320, выпускаемых ежегодно. 2500 человек оказались безработными по крайней мере до конца февраля, но решение никак не отразится на выпуске флагманской модели Airbus.

«У нас есть две, а скоро будет три сборочные линии в Тулузе, ещё четыре в Гамбурге и одна в Мобиле (США)», — напомнил представитель компании. 

У компании всегда есть возможности для сборки самолетов. Два других производства Airbus в Китае по сборке самолетов A330 и вертолетов H135 также пока закрыты, опять же, без существенных последствий. Кроме того, в начале года из-за новогодних праздников китайские фабрики традиционно снижают темп работы, заключили в Airbus.

Свинина на импорт

Сектор производства свинины также остается уверенным в завтрашнем дне.

«В 2019 году в результате роста китайского импорта европейская цена свинины подскочила на 25% — с €1,19 до €1,49 за кг», — вспоминает Паскаль ле Дюо, возглавляющий бретонский рынок свинины (MPB). 

Это увеличение импорта произошло из-за эпидемии, затронувшей китайский скот.

«Похоже, что коронавирус не влияет на потребление мяса в Китае», — продолжил месье Ле Дюо.

Он делает ставку на «поддержание китайского импорта на высоком уровне».

«Ашан» в деликатной ситуации

«У нас 10 магазинов в регионе Хубэй, 3 из них — в Ухани», — сказали в «Ашане». 

Они открыты, но часы работы сокращены, все сотрудники в масках, и на входе покупателям меряют температуру.

«Все сделано для защиты наших сотрудников и ограничения рисков распространения вируса. Три заболевших сотрудника были госпитализированы». 

Основная проблема компании «Ашан» на месте — это логистика.

«Мы приняли меры, чтобы её укоротить и ограничить общение за пределами региона. Сейчас ни один сотрудник не приезжает извне в пострадавший регион. При перевозке товаров обмен производится на границе и в разных контейнерах. А так магазины работают практически нормально. На данном этапе преждевременно делать выводы о проблемах в бизнесе», — утверждают в компании.

Производство медикаментов

Sanofi — крупнейший французский производитель медикаментов; в Китае 8000 человек работает в 8 филиалах и 3 подразделениях по производству лекарств и вакцин, компания временно запретила поездки сотрудников в районы Ухань и Хубэй. А 18 экспатам, вернувшимся на праздники домой, организована удаленная работа из Франции.

«Что касается китайского производства, то оно всегда останавливается в праздничный сезон, и оно не эксклюзивно, — говорят представители Sanofi. — Его всегда можно перебросить на заводы в других странах. Тем не менее компания следит за показателями производства, чтобы избежать ситуации с перебоями в поставках».

Сектор моды прет-а-порте и коронавирус

В Париже все меньше китайских туристов, а они составляют 15% иностранной клиентуры. Китайцы — любимые потребители с наличными, легально тратящие только в бутиках Tax Free Paris Aéroport в среднем €210 на человека, тогда как американцы оставляют там лишь €22 на туриста. 2 млн китайцев — это 20% легального оборота беспошлинной торговли. Длительная отмена рейсов в Китай также ударит по доходам аэропортов от перевозок.

«В самом Китае падение потребления затрагивает города, далекие от эпицентра эпидемии, — объясняет Франсуа-Мари Гро из Федерации прет-а-порте, — в Пекине и Шанхае магазины и рестораны пусты. В то время как Китай остается седьмым по величине импортером французской одежды, игроки отрасли отчетливо понимают, что конец кризиса наступит не завтра».

Несмотря на устойчивое снижение, доля продуктов сектора — а это и ткани, и готовые изделия, — производимая в Китае и импортируемая во Францию, остается крайне высокой.

«Китай — очень важный поставщик в нашем секторе. Если фабрики не заработают в ближайшее время — возникнут проблемы с поставками», — говорит Йохан Петио, президент Федерации швейных компаний, объединяющей многие модные марки. 

Для этих брендов следующие несколько недель могут иметь решающее значение.

Я не вирус

Несмотря на предупреждения врачей о сохранении спокойствия, паническая реакция на распространение вируса у французов видна невооруженным глазом. В Париже было отменено массовое празднование китайского Нового года, попавшее в этом году на 25 января, начало распространения информации о страшном вирусе. Во всех городах Франции практически моментально опустели китайский кварталы, азиатские кафе и рестораны, особенно массажные салоны, подозреваемые в крышевании проституции, не могут похвастаться обилием посетителей.

По «Фейсбуку» пролетел флешмоб, в котором французы азиатского происхождения заменяли свои фотографии профилей на табличку Je suis pas un virus или добавляли хештег #JeNeSuisPasUnVirus, так они отреагировали на рост оскорблений в их адрес с возникновением коронавируса.

По Франции прокатились нападения на азиатские заведения, в частности пострадал известный японский ресторан «Юки», расположенный в фешенебельном тихом пригороде Парижа. Этот ресторан держит китайская семья, и в воскресенье им сообщили, что ставни их ресторана повреждены, а стены и окна заведения пестрят надписями Coronavirus, dégage, virus («Коронавирус, убирайся, вирус»).

«Мы шокированы происходящим, мой дядя держит этот ресторан уже 20 лет, в страшном сне мы не могли увидеть, что такое может произойти в нашем Булонь-Беланкур», — заявил журналистам месье Ксю, племянник владельца ресторана.

Корреспондент «Инвест-Форсайта» собственными глазами видел, как голосовавшие на улице прохожие отказались сесть в остановившееся такси, увидев за рулем водителя-азиата.

Итого…

Министерство экономики Франции считает, что «слишком рано» проводить оценку потерь, но признает, что «Китай — это пятая часть мирового ВВП, экономические последствия для Франции необратимы», тем более что «экспорт в Китай находился на подъеме»: 11% роста — в 2018 году и 22% — в 2019 году, что превышает общий рост экспорта Франции — 6%.

Автор: Екатерина Гадаль

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья