Говоря юридическим языком, «купи сейчас, плати потом» (BNPL) — это рассрочка без заключения договора потребительского кредитования. Отсюда вытекают самые разные последствия — от возможности миллионам людей без доступа к традиционным кредитным продуктам показать себя ответственными заемщиками до закредитованности населения с низкой финансовой грамотностью и угрозы появления пузыря в непростых макроэкономических условиях. Как регуляторам нащупать золотую середину, своевременно и эффективно повлиять на рынок, а также найти общий язык с фин- и бигтехом?
В первой части лонгрида вы узнаете о том, что представляет из себя бизнес-модель финтех-сервисов беспроцентной рассрочки, их политику в отношении потребителей и госрегуляторов на развитых и развивающихся рынках, а также о попытках последних взять ситуацию под контроль.
Скоринг в руках бюро
Для общего понимания, давайте посмотрим на факторы, которые составляют кредитный рейтинг (% может отличаться в зависимости от БКИ, куда передаются данные):
- История платежей (35%): своевременно ли вы оплачивали прошлые кредитные счета.
- Суммы задолженности (30%): общая сумма кредитов и займов, которые вы используете, по сравнению с вашим общим кредитным лимитом.
- Продолжительность кредитной истории (15%): продолжительность времени, в течение которого у вас был кредит.
- Новый кредит (10%): как часто вы подаете заявки и берете новые кредиты.
- Кредитный портфель (10%): разнообразие кредитных продуктов, которые у вас есть.
От слов к делу
В прошлом году Объединенное кредитное бюро (ОКБ) Сбербанка планировало приступить к разработке альтернативной методики расчета показателя долговой нагрузки (ПДН), учитывающей данные от нетрадиционных кредиторов.
Пока ЦБ устанавливает порядок расчета ПДН с учетом новых данных в нормативных актах, они могут включаться в дополнение к кредитному отчету и использоваться кредиторами для оценки платежеспособности потенциальных заемщиков. Какие российские финтех-сервисы BNPL уже добровольно передают информацию о платежах в ОКБ — неизвестно.
О планах (готовности) Национального бюро кредитных историй (НБКИ) так или иначе обрабатывать и включать данные платежей от BNPL-сервисов не сообщалось.
Что касается зарубежных БКИ, то уже этом году все три главных британских кредитных бюро — Equifax (к слову, по-прежнему активно в РФ), Experian и Transunion — объявили о планах включить планы платежей в кредитные файлы. Каждое бюро ищет свой подход, когда дело доходит до включения относительно нового явления BNPL в финансовые профили пользователей кредитных карт.
Например, Equifax — пока единственное из трех бюро, где компании-провайдеры BNPL смогут включать BNPL-кредиты в состав основного кредитного рейтинга. Вдобавок Equifax поощряет BNPL-сервисы предоставлять данные раз в две недели, чтобы соответствовать частоте платежей платформы. Однако пока что провайдеры вольны решать, сообщать ли им данные в Equifax и как часто.
TransUnion и Experian начнут собирать информацию о BNPL-кредитах физлиц, но не будут учитывать их в общем кредитном отчете, а только помечать и фильтровать, однако они могут сделать это в будущем.
Пока что в этих двух бюро данные по BNPL будут храниться и рассматриваться кредиторами отдельно от основного кредитного отчета, чтобы защитить потребителей от негативного влияния на их кредитный скоринг — интересно, что в случае добросовестных заемщиков они также не будут улучшать их рейтинг.
Лидер рынка BNPL в США, Affirm, предоставляет информацию Experian только по «длинным» кредитам, исключая кредиты с 0% годовых и четырьмя платежами раз в две недели или кредитах, по которым была предоставлена отсрочка.
Klarna уже делится данными как о своевременных, так и о просроченных платежах и неоплаченных покупках с Experian и TransUnion. Хотя данные поступают с июня, они не начнут влиять на кредитный рейтинг до конца 2023 года.
Дьявол в деталях
Природа BNPL действительно противоречит существующим моделям кредитного скоринга из-за частоты совершаемых покупок, под которые отдельно открываются новые кредитные линии.
Все потому, что эти данные не вписываются в существующую систему анализа финансового здоровья заемщиков, заточенную под работу с традиционными формами кредита (кредитные карты) и долгосрочными кредитами в рассрочку (ипотека, автокредит).
На практике это означает, что если вы открываете и затем закрываете небольшие BNPL-рассрочки с определенной частотой всего несколько раз в год, то существующие кредитные модели уже будут смотреть на такое поведение как изначально рискованное, хотя на самом деле предполагается, что эта форма кредита будет использоваться именно так.
И поскольку часть кредитного рейтинга определяется продолжительностью кредитной истории и частотой взятия новых, повторное получение POS-кредитов (POS — point-of-sale) через BNPL-сервисы может снизить ваш кредитный рейтинг. Получается, кредитный рейтинг может пострадать, даже если вы вовремя вносите каждый платеж.
Тушить последствия
Чем поспешная интеграция таких данных грозит сегодняшним пользователям BNPL-сервисов?
Наиболее вероятно, отказом от банков и других традиционных финансовых институтов на получение кредита под покупку авто или ипотеку в будущем. Более того, пострадать может и карьера: такой кандидат вряд ли получит оффер на работу в компании, где служба безопасности проводит проверку репутации на предмет просрочек, задолженностей и прочих финансовых индикаторов здоровья, которые могут служить рисками для потенциального работодателя.
Однако при грамотной совместной работе БКИ с ЦБ и BNPL-сервисами по работе с новыми данными откроются возможности для тех, кто хочет повысить свою кредитоспособность с помощью более доступной формы кредита.
Ведь BNPL-сервисы в лучшем случае проводят не влияющую на кредитный рейтинг «мягкую» проверку заемщиков без дополнительных требований, которые есть у банка, и высоких процентных ставок со штрафами, которые истребует МФО.
По скромному мнению автора, данное преимущество BNPL-сервисов не стоит отменять, требуя проводить «жесткие» проверки, так как продуманное включение истории своевременных платежей BNPL в кредитный рейтинг может принести пользу потребителям со свежей и короткой кредитной историей, если сделать это грамотно.
Тогда у молодых потребителей, таких как поколение Gen Z, которые пока не имеют доступа к другим формам кредита, появится возможность сформировать свой послужной список своевременных платежей. Показать ответственное финансовое поведение заемщика — один из лучших способов нарастить и укрепить свой кредитный рейтинг, используя BNPL как отправную точку вместо того, чтобы полагаться на менее выгодные по условиям — пусть и традиционные — альтернативы.
Уравновесить риски, связанные с «мягкими» проверками кредитоспособности, можно введением обязательных для всех участников рынка единых ограничений для пользователей после начала пользования BNPL-сервисом на усмотрение регулятора, например: установить кредитные лимиты для предотвращения чрезмерного использования и заморозку транзакций после пропущенных платежей, чтобы предотвратить накопление задолженностей.
Автор также считает, что будет логичным и честным по отношению к заемщикам предусмотреть амнистию по включению данных о неплатежах и просрочках по BNPL-рассрочкам в отношении пользователей за период, предшествовавший обязательной передаче данных в БКИ и сопутствующему информированию об этом BNPL-сервисами.
В дальнейшем НСПК вместе с НБКИ стоит задуматься над разработкой дополнительного информационного слоя (add-on layer), содержащего последние и важные обновления по кредитной истории и рейтингу пользователя, который BNPL-сервисы должны будут вшить в существующий CJM для регулярного информирования пользователей, особенно среди уязвимых групп с низкой финансовой грамотностью и пустой кредитной историей.
Наконец, ЦБ, НБКИ и Роскачество могут начать выдавать небанковским BNPL-сервисам свои марки качества как индикаторы для потребителей и продавцов — и тем, и другим психологически легче выбирать и доверять добросовестным провайдерам BNPL-решений. Тем же, кто ни одной марки качества не удостоится, обязать операторов рекламных площадок отказывать в предоставлении возможности рекламировать свои услуги и сервисы на большую аудиторию и сегменты с низкой финансовой грамотностью (возраст, уровень образования, закредитованность, уровень владения ПК и т.д. ).
Впереди ждут непростые и интересные времена, так что, если дочитали до конца и вынесли что-то полезное, значит, уже неплохо подготовились!
Автор: Марс Немиров