ENG

Перейти в Дзен
Финансы

Финтех и беспроцентная рассрочка: различия, динамика, саморегулирование

Говоря юридическим языком, «купи сейчас, плати потом» (BNPL) — это рассрочка без заключения договора потребительского кредитования. Отсюда вытекают самые разные последствия — от возможности миллионам людей без доступа к традиционным кредитным продуктам показать себя ответственными заемщиками до закредитованности населения с низкой финансовой грамотностью и угрозы появления пузыря в непростых макроэкономических условиях. Как регуляторам нащупать золотую середину, своевременно и эффективно повлиять на рынок, а также найти общий язык с фин- и бигтехом?

Фото: depositphotos.com

Неустойчивый бизнес

В Европе и США мы уже можем наблюдать то, что, вполне вероятно, станет проблемой для финансового и технологического секторов в России.

Индустрия BNPL зародилась и окрепла при низких процентных ставках — это означает, занимать деньги новоиспеченным единорогам просто, потому что дешево. С изменениями в политике ЦБ все может быстро поменяться, и тогда компании, развивающие свои BNPL-сервисы, не смогут так же легко привлекать капитал, особенно те, чье финансовое здоровье пользователей-заемщиков оставляет желать лучшего.

Опрос Forbes Advisor / YouGov в Великобритании показал, что 27% респондентов пропустили по крайней мере один BNPL-платеж, при этом 11% из них пропустили более одного платежа. Последующий опрос Citizens Advice показал, что 52% осуществляли выплаты со своего текущего счета, но 23% использовали кредитную карту, 9% использовали банковский овердрафт и 7% занимали у друзей и семьи.

В России аналогичные независимые опросы и сбор данных — насколько известно автору — до сих пор не проводились, что усложняет оценку потенциального эффекта от мер регулирования, которые планирует внедрить ЦБ РФ.

Поскольку, по различным оценкам, ~25% доходов американских и европейских BNPL-сервисов приходится на пропущенные платежи, логично возникают вопросы об устойчивости модели. И последние новости о масштабных сокращениях у флагманских компаний-провайдеров BNPL в условиях надвигающейся венчурной зимы не добавляют оптимизма.

По сравнению с традиционными кредитами в рассрочку, BNPL приносит менее половины прибыли кредиторам при текущей бизнес-модели. Чтобы компенсировать снижение выручки, компаниям-провайдерам BNPL придется либо увеличить комиссию, забираемую у продавцов, либо дифференцироваться, расширяя продуктовую линейку, что уже происходит.

Но не всех это пугает в погоне за долей стремительно растущего рынка. Например, у Apple, в отличие от ближайших конкурентов в США, таких как Klarna и Affirm, достаточно других каналов получения прибыли, чтобы финансировать экспансию и захват новой для себя вертикали. То же можно сказать и про «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф» и других крупных игроков с амбициями занять внушительную часть рынка BNPL в РФ.

Надо заметить, что, в отличие от Индии, Индонезии, стран Ближнего Востока и Латинской Америки, в России не появилось множества BNPL-стартапов. Отчасти потому, что большая часть населения имеют счета в банках, отчасти — зная строгость и проактивность наших регуляторов, то есть высокий порог входа, поэтому аргумент о том, что регулирование убивает предпринимательство и сдерживает инновации, здесь не должен играть роли.

По мнению автора, главная опасность на российском рынке кроется как раз в том, что основными участниками молодой индустрии являются ИТ-гиганты и крупнейшие банки, что создает системные риски, и необдуманные меры, принятые регуляторами, могут навредить конечным потребителям не меньше, чем олигополии с бездонными карманами, заинтересованными в каннибализации и нацеленными на увеличение маржи любой ценой.

Политика BNPL-сервисов в РФ и мире

У сервисов BNPL нет процентов. Процедура одобрения и график платежей для каждой покупки свой. Поскольку фирмы BNPL обычно зарабатывают деньги на комиссионных и просроченных платежах, а не на выплате процентов, они обходят юридическое определение кредита и сопутствующих законов.

Например, «Подели» Альфа-Банка и «Мокка» смотрят на кредитную историю, чтобы принять решение по каждой конкретной покупке.

У «Мокка» в случае задержки платежа данные отправляются в Бюро кредитных историй, а если затянуть больше чем на четыре дня, то компания привлечет коллекторские агентства.

А вот что при просрочке платежа, помимо штрафа, грозит пользователям «Подели», который в попытках откреститься от материнского банка называет себя «абсолютно не банк», в FAQ на сайте не указано.

Недавно дебютировавшие сервисы «Долями» «Тинькофф» и «Сплит» «Яндекса» не проверяют кредитную историю вовсе. И не передают данные в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).

Что касается «Плати частями» «Сбера», то в договоре указано, что данные передаются в Объединенное кредитное бюро (ОКБ) Сбербанка и БКИ «Эквифакс», но для пользователей с низкой финансовой грамотностью это не является предостережением. Необходимо только наличие дебетовой карты любого банка, с которой, предполагается, будет списываться просрочка и проводиться софт-чек («мягкая проверка») по клиенту, которая не влияет на кредитный рейтинг.

У типичной рассрочки от банка (например, «Халва» от Совкомбанка) или e-commerce-площадки (Ozon — самостоятельно, Wildberries — в партнерстве с брокером Direct Credit как посредником между WB и банками, МФО) есть несколько важных условий, на которые обращают внимание: официальное трудоустройство, ежемесячный доход, стаж на последнем месте работы (не менее нескольких месяцев), постоянная регистрация и проживание в городе, где работает отделение банка, то есть кредитными организациями осуществляется скоринг.

Тем временем в США Apple утверждает, что не будет сообщать о пропущенных платежах пользователей Apple PayLater в кредитные бюро (не касается Apple Credit Card — данные по кредиткам передаются трем крупнейшим БКИ).

В странах Юго-Восточной Азии суперапп Grab со своим сервисом Pay Later на данный момент не раскрывает финансовую историю пользователей сторонним организациям и кредитным бюро, чтобы не навредить кредитному скорингу пользователей.

А в странах Персидского Залива только Tabby еженедельно (!) передает информацию о платежах в НБКИ юрисдикций, где присутствует. При том, соответствуя законам шариата, берет только указанный в договоре фиксированный платеж за просрочки. 2 из 3 лидирующих провайдера проводят софт-чек пользователей перед покупкой.

Чтобы представить, что финтех может ждать впереди, стоит посмотреть на опыт Индии, где ЦБ (RBI) месяцем ранее запретил небанковским организациям предоставлять пользователям кредитные линии через свои продукты (эл. кошельки, предоплатные карты).

Принадлежащая финтех-гиганту PayU BNPL-сервис LazyPay приостановил работу в соответствии с директивой ЦБ. В заявлении LazyPay попросила пользователей принять ее обновленные условия, в противном случае транзакции будут заблокированы самим сервисом.

Конкурент Slice тоже обновил условия и правила, однако заявив, что отныне будет взимать 36%-ю ставку при погашении кредита более чем одним платежом — резкий отход от ранее следуемой сервисом стратегии погашения с оплатой в 3 платежа, позволявшей пользователям разделять свои платежи без каких-либо дополнительных затрат.

Игра на опережение

Как мы понимаем, оценка способности заемщика погасить кредит является важной защитой от закредитованности. Оценка кредитоспособности должна оценивать 100% расходов заявителей, а также их доходы. Ее отсутствие может быть продиктовано склонностью компании-провайдера BNPL к неоправданному риску.

Игроки на международном рынке стараются не отставать — нидерландский BNPL-сервис Tinka уже применяет автоматизированную систему оценки.

Klarna в Великобритании тоже внедрила более строгую проверку кредитоспособности. Компания заявила, что новый инструмент позволит пользователям делиться данными о доходах и расходах со своих банковских счетов, чтобы определить, могут ли они позволить себе будущие выплаты. Важно упомянуть, что опция пока является сугубо добровольной, поэтому вряд ли позволить снять риски и опасения регуляторов, зато позволит компании не отпугнуть новых пользователей, тем самым обеспечив компании нездоровые темпы роста и дальше.

Другие, такие как ближневосточный Spotii с головным офисом в Дубаи, ОАЭ, предоставляют клиентам с самым высоким рейтингом, помимо увеличенного лимита для трат, доступ к эксклюзивным промоакциям и скидкам через партнеров.

Но вместе с поведенческими уловками, направленными на ответственное отношение, также подразумевается регулярное использование сервиса.

Со стороны регуляторов, обменивающихся опытом, одна из официальных попыток вести диалог с участниками рынка была сделана Австралийской ассоциацией финансовой индустрии (AFIA), когда в марте 2021 года та обнародовала добровольный Кодекс Практики, ее примеру вскоре последовал Сингапур. Помимо прочего, документы включают в себя следующие рекоммендации:

  • Введение возрастных ограничений для использования продуктов BNPL, чтобы несовершеннолетние не могли брать кредиты.
  • Введение кредитного лимита для предотвращения чрезмерного использования.
  • Приостановление транзакций после пропущенных платежей, чтобы предотвратить накопление задолженностей.
  • Обмен кредитной информацией для облегчения целостного представления о финансовом здоровье потребителей.

Стоит отметить, что включение данных от BNPL-провайдеров в кредитные досье было одной из главных рекомендаций, вынесенных Управлением по финансовому надзору (FCA) при проведении обзора сектора еще в 2020 году в Великобритании, однако официального требования к обмену данными так и не последовало.

В соответствии с планами, заявленными Правительством Великобритании этим летом:

  • кредиторы должны будут проводить проверки на кредитоспособность потребителей;
  • реклама должна быть честной, понятной и не вводить в заблуждение;
  • кредиторы должны быть одобрены Управлением по финансовому надзору (FCA);
  • заемщики смогут подавать жалобы напрямую финансовому омбудсмену.

Между тем предложения не вступят в силу в этом году, а принятие на законодательном уровне запланировано лишь на середину 2023 года.

Наконец, Управление по рекламным стандартам (ASA) в Великобритании в своем Руководстве по рекламе BNPL, среди прочего, указывает следующие требования:

  1. потребителям должно быть ясно, что BNPL — это форма долга;
  2. если не может быть доказано, что услуга никогда не повлияет на кредитный рейтинг потребителя, реклама не должна подразумевать, что это так;
  3. не подразумевается, что услуги BNPL подходят для всех потребителей или являются безрисковым способом получения кредита;
  4. когда услуги BNPL называются «бесплатными», правила, касающиеся заявлений о ценах, будут применяться в полном объеме, и маркетологи затем обязаны разъяснить потребителям, взимаются ли какие-либо последующие сборы;
  5. любые особо важные условия или требования (включая сборы, штрафы и графики платежей) должны быть четко указаны в процессе оформления заказа (а не только через ссылку на условия).

В том, что у компаний типа Apple с терабайтами персональных больших данных пользователей появились амбиции в финтехе и желание стремительно захватывать рынки, кроется опасность, ведь они могут использовать данные для хищнического маркетинга, подталкивающего к увеличению расходов посредством BNPL пользователей из различных социальных групп, в том числе уязвимых, на своих платформах и за их пределами.

Учитывая схожие черты и масштаб присутствия на рынке онлайн-рекламы РФ платформ «Яндекса», растущее влияние соцсетей группы VK и аппетит «Сбера», ответственным ведомствам, таким как Роспотребнадзор, есть о чем беспокоиться.

По мнению автора, исключительно добровольных мер может быть недостаточно, а последующее промедление регуляторов может привести к пузырю и новой волне банкротств, что может пошатнуть всю финансовую систему, учитывая скорость роста аудитории и популярности BNPL в России и мире.

Во второй части лонгрида вы узнаете из чего складывается кредитный рейтинг, как сейчас строится взаимодействие между финтех-сервисами BNPL и кредитными бюро в России и мире, а также то, как воспринимать и работать с новыми данными, чтобы это пошло на пользу, а не во вред потребителям.

Автор: Марс Немиров

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья