ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Статьи и аналитика

Кто финансирует региональные инвестпроекты

Большинство предпринимателей в регионах России финансируют свои инвестиционные проекты за счет собственных средств, а главной проблемой инвестиционной сферы считают прежде всего высокие налоги, тарифы и отсутствие программ льготного кредитования.

Фото: pixabay.com

Такой вывод следует из опроса 138 компаний, проведенного департаментом содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты РФ.

В апреле-мае 2018 года департамент провел опрос регионального предпринимательского сообщества, ставивший цель оценить эффективность существующих механизмов финансирования инвестиционных проектов. В опросе приняли участие 138 предприятий — членов региональных и муниципальных торгово-промышленных палат из 29 регионов России.

Свыше 85% участников опроса — коммерческие организации с общей численностью сотрудников до 200 человек (75% из них — до 100 чел.) и годовой выручкой до 800 млн рублей (84% из них — до 120 млн руб.). При этом 34% участвовавших в опросе предпринимателей уже реализуют инвестиционные проекты, практически половина из них осуществляют строительство объекта и монтаж оборудования, а у 23% налажен выпуск продукции по реализованному проекту.

Общий бюджет более чем половины инвестиционных проектов (уже реализуемых или планируемых к реализации) до 100 млн рублей, более 20% — до 500 млн рублей, а 10% опрошенных планируют к реализации проекты с общим бюджетом свыше 1 млрд рублей. Срок реализации большинства проектов составляет от 2 до 4 лет. Проекты с большим объемом финансирования планируются на срок до 7 лет.

Более половины инвестиционных проектов реализуются или планируются к реализации путем расширения действующего производства, почти четверть — путем создания новой компании, в том числе нового юридического лица.

Как же финансируются данные проекты?

Чуть менее 20% опрошенных обращались в коммерческие банки с целью их вовлечения в реализацию проекта на принципах проектного финансирования. Большинство предпринимателей, планирующих или уже реализующих инвестиционные проекты, осуществляют их финансирование как за счет собственных средств, так и с использованием привлеченных ресурсов (кредитных и/или инвестиционных).

При этом доля собственных средств у большинства опрошенных составляет от 30% до 50%, более 20% планируют вложить более половины от общего бюджета проекта. Большинство участников опроса планируют финансировать проект за счет банковского кредитования (42%), треть рассчитывает на получение государственной поддержки от институтов развития. Предприниматели также используют другие механизмы привлечения ресурсов, в том числе выпуск корпоративных облигаций и проектное финансирование. При этом основной проблемой для использования последнего является отсутствие необходимого объема собственных средств, непонимание особенностей и возможностей данных механизмов, отсутствие гарантий, а также отказ банковских структур от финансирования проектов.

Кроме того, участники опроса высказали свои предложения в части необходимых мер государственной поддержки, которые необходимы для повышения эффективности деятельности компании.

Более 25% выступают за снижение налогов и тарифов, развитие системы льготного налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса. 23% считают необходимым развивать программы льготного кредитования производственного бизнеса на более длительный срок. Чуть менее 20% заявляют о необходимости уменьшения контроля со стороны государства. Многие предприниматели отмечают его усиление при получении государственной финансовой поддержки независимо от ее объема. В рамках повышения эффективности взаимодействия с институтами развития предприниматели отмечают необходимость упрощения процедур обращения и получения господдержки, расширения действующих программ, повышения транспарентности при отборе компаний и принятии решений, а также широкого информирования бизнеса о программах поддержки.

Как заявил «Инвест-Форсайту» директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин, проведенный опрос показал, что, несмотря на отскок нефтяных цен от дна и очевидные выгоды от девальвации рубля для внутреннего производства, инвесторы по-прежнему не дают сигналов о своей готовности массово инвестировать в нашу экономику. Иностранные инвесторы скованы санкциями. Внутренние — недоступностью кредитов, сильной волатильностью валютного курса и сложностью участия в бюджетном софинансировании.

Как показывает мировая практика (Япония, Южная Корея, Малайзия, Чили, Индия, Китай и пр.), интенсивный рост экономики начинается лишь с достижения порога не менее чем в 25-27% инвестиций по отношению к ВВП. Именно эти величины стоят в ежегодном послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию (1 марта 2018 года). Для нашей страны это означает увеличить ежегодные инвестиции на 5-6 трлн рублей.

При этом, отмечает Алексей Вялкин, будет невозможно сколь-нибудь серьезно увеличить инвестиции за счет сокращающихся доходов населения, сжимающегося сектора частных банков, дефицитного федерального бюджета, работающего на внутренний рынок бизнеса, неразвивающихся частных пенсионных фондов и инвестиционных компаний.

Респонденты, оценивая доступность финансирования, исходя из своего опыта, закономерно отмечают наибольшую доступность банковского финансирования, при этом, по мнению опрошенных, наименее доступен для бизнеса сегодня иностранный капитал и средства государственных институтов развития.

В настоящее время без учета Внешэкономбанка собственный капитал и привлекаемые средства всех государственных институтов развития (ГИР) составляют вместе менее 1 трлн рублей.

«Этого никак не может быть достаточно для выполнения поставленной президентом России задачи», — уверен эксперт.

По мнению Алексея Вялкина, одним из выходов может послужить тиражирование положительного опыта, полученного одним из самых эффективных институтов развития — Фондом развития промышленности. Необходимо проработать вопрос рефинансирования государственных институтов развития, осуществляющих деятельность посредством предоставления займов на возвратной основе организациям, реализующим инвестиционные проекты, прежде всего в производственной сфере.

Необходимо признать реализацию импортозамещающих проектов, ориентированных на последующий экспорт продукции, приоритетным направлением в деятельности государственных институтов развития и ввести этот приоритет в систему показателей оценки деятельности всех государственных институтов развития.

Введение экспортоориентированного импортозамещения в число основных приоритетов деятельности государственных институтов развития позволит более точно нацелить заявителей и инвесторов на стратегическое обеспечение полноценной рыночной конкурентоспособности своих компаний и производимых ими товаров и услуг без опоры на долговременную государственную административную поддержку.

«Оживление экономики возможно при сочетании двух факторов: доступа к кредитным средствам вместе с активизацией поддержки экспорта», — констатирует Алексей Вялкин.

Лишь в этом случае, по мнению экспертов ТПП РФ, предприятия смогут не просто активно конкурировать на внешнем рынке, но и довести внутренний спрос до предкризисного уровня.

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья