Менеджмент в культуре, не исключающий прямой вовлечённости в собственные авторские проекты, ныне всё чаще предполагает своего рода «многостаночность». Итог не заставляет себя ждать: повышение узнаваемости первого лица компании однозначности ведёт к улучшению её общих медийных показателей. О том, как удаётся добиваться подобной многофункциональности, совмещая руководство модным журналом и старейшим российским театром с многолетним участием в программах федерального телевизионного канала, «Инвест-Форсайту» дал интервью известный театровед, шоумен, главный редактор журнала «ОК!», заместитель художественного руководителя МХТ им. Чехова, ведущий телеканала «Культура» Вадим Верник.
МХТ на YouTube
— Не могу не задать вам как заместителю художественного руководителя МХТ им. Чехова вопрос — как пришлось корректировать планы театра в связи с коронавирусом? На какие новые формы приходится идти?
— В театре последние три месяца спектакли, по понятным причинам, не шли; но мы рассчитываем, что осенью сезон возобновится: уже на сентябрь составлена афиша. МХТ не сидел всё это время, что называется, сложа руки. У театра появился YouTube-канал. Он за два месяца приобрёл почти 7 тыс. подписчиков. На мой взгляд, хороший показатель. На канал выкладываются мхатовские спектакли, литературные и музыкальные композиции, лекции и программы Анатолия Смелянского, Алексея Бартошевича, интервью с актёрами, например беседа Ренаты Литвиновой со старейшей актрисой Художественного театра Раисой Максимовой (Максимова играет в авторской постановке Литвиновой «Северный ветер», осуществлённой на сцене МХТ). На YouTube появились и вечера из цикла «Мхатовские пятницы», которые я ежемесячно веду в театре.
А в условиях самоизоляции мы делали «Мхатовские пятницы онлайн» — с Константином Хабенским, Ириной Перовой, Анатолием Белым, другими актерами. Каждый день в социальных сетях выходили материалы о жизни Художественному театра в формате онлайн-журнала; опять же, ежедневно актеры читали стихи — классику и современных авторов.
В эти дни появился и благотворительный проект. Ведущие актёры театра во главе с Константином Хабенским создали «Мужской Хор Творцов имени Гагарина» и учредили свою ежемесячную денежную премию, чтобы помочь во время карантина ветеранам театра. Для ветеранов, а также пользователей мхатовских социальных сетей актеры исполнили три поэмы, специально написанные одним из участников «Хора» Игорем Верником.
— А теперь спрошу вас как главного редактора журнала «ОK!»: насколько активна была жизнь журнала в это трудное время?
— Все это время журнал продолжал выходить в печать. Конечно, редакция была вынуждена подстраиваться под соответствующие условия: так, фотосъёмки «вживую» делать, конечно, было сложно. Но мы нашли выход. Например, фотосессию Елизаветы Боярской сделал на самоизоляции дома, в Петербурге, ее муж актёр Максим Матвеев. Получилась великолепная съемка! Мы делали много прямых эфиров в Instagram.
Глянец с достатком. И с умом
— Культурный глянец — как вы, человек, напрямую вовлечённый в его «кухню», оценили бы его самочувствие на сегодня и жизнеспособность на перспективу?
— Этот жанр, это направление я бы назвал «интеллигентный глянец»; с ним прежде всего и ассоциируется «ОК!». Он вполне устойчив, самодостаточен, у него имеется много возможностей для развития. И здесь — думаю, явно в нашу пользу — налицо контраст с так называемой жёлтой прессой, которая уже почти вся ушла в интернет. Исходя из этого, меняется подход у читателя к самому понятию «глянец», которое начало воспроизводить своё первоначальное значение. Ведь что такое глянец? Это качественные фотографии, это качественная бумага, это (если говорить о содержании) — более развёрнутые, не на ходу, не на бегу, беседы с героями, и так далее. Это чтиво в хорошем смысле, которое убедительно показывает свои позитивные, однозначно привлекательные стороны на фоне стремительного цифрового вторжения в ритм повседневной жизни, тоже по-своему органичного, неизбежного. Мы и в этом направлении, разумеется, тоже стараемся не отставать: всячески развиваем сайт журнала «ОК!». Тем не менее нам дорога печатная версия; ниша — мы убеждены в этом — совершенно живая.
К истокам Художественного театра
— Вернёмся к Художественному театру. В какой мере один из основных сценических театральных брендов страны отходит от линии, которая два десятилетия была овеяна именем Олега Табакова?
— Нынешний художественный руководитель театра Сергей Женовач — большой художник, у которого, естественно, своя сильная творческая позиция. У него огромный опыт в исследовании психологического театра. Для Сергея Васильевича актёр всегда «крупным планом». И в эстетическом плане МХТ имени Чехова возвращается, безусловно, к истокам Художественного театра. Также для Женовача очень важно, чтобы визуальный образ театра соответствовал тому пространству, каким его задумал и создал в Камергерском переулке в 1902 году один из ярчайших выразителей стиля модерн в русской архитектуре Фёдор Шехтель. Для меня, честно говоря, было неожиданным приглашение в сентябре прошлого года на должность заместителя худрука. В театре я занимаюсь прежде всего медийным направлением. В МХТ создан медиацентр. В феврале 2020 года вышел первый номер журнала «Камергерский, 3». Надо сказать, в Московском Художественном театре никогда не было собственного журнала. Оформил журнал главный художник театра Александр Боровский.
Преемственность на «Культуре»
— Вадим, ваша с братом Игорем программа «2 Верник 2» на телеканале «Культура» демонстрирует неподдельный интерес к себе аудитории, причём и не привязанной в «цеховом» плане только к культуре. Дело тут не столько в прайм-тайме, в промежутке которого идёт программа, а скорее в проблематике программы, её построении и манере ведения. Не поступало ли предложений от медиаресурсов, более успешных в коммерческом отношении, «переехать» к ним?
— Для нас с Игорем принципиально важно, что проект идёт именно на канале «Культура». Можно сказать, вся моя профессиональная жизнь связана именно с этим каналом. Как только канал возник, я начал делать программу «Кто там…» о молодых и совсем юных представителях творческих профессий. Программа выходила в эфир почти 20 лет — согласитесь, солидный срок для телевизионной программы. А три года назад руководитель телеканала «Культура» Сергей Шумаков предложил нам с Игорем делать новый проект, чтобы мы вдвоём беседовали со звёздами театра и кино, а также молодыми актерами и режиссёрами.
— Наверняка вы помните формулировку советских лет «поддержка творческой молодёжи». «Кто там…» непритязательно, с особой «домашней» интонацией, ненароком выполняла эту весьма идеологизированную задачу. Жаль, что подобных действительно нужных проектов почти не просматривается на современном медиаполе…
— Программу «Кто там…» я делал совсем не для того, чтобы выполнять какие-либо начальственные директивы. Это было совершенно по велению души. Многие из тех, кого я снимал в «Кто там…», стали звёздами, они теперь уже герои нашей с Игорем программы. И мне особенно приятно во время беседы показывать фрагменты из давних выпусков «Кто там…» и вспоминать, как все начиналось.
Беседовал Алексей Голяков